ЧАС ДРУЖИННИКА

Сегодня в Москве 15 тысяч дружинников (для сравнения - в советские времена их было до полумиллиона). К примеру, в семидесятитысячном Рязанском районе Юго-Восточного округа столицы 120 народных помощников милиции.

"Эта цифра выведена, исходя из возможностей бюджета, а также количества проблемных участков", - поясняют в городском штабе.
Добровольные отряды патрулируют улицы каждый день. Ежемесячная "норма" - четыре дежурства на одного общественника. В районном ОВД на инструктаж собрались человек десять - столько выходит на вахту каждый вечер. Дружинникам объясняют, что их задача - содействовать правоохранительным органам. Излишнее рвение не поощряется. "Раскрывать убийства и заговоры от вас не требуется", - на всякий случай острит милиционер. Обычно дружинникам поручают проверять, запечатаны ли подвалы и чердаки в домах, патрулировать дворы, помогать инспекции по делам несовершеннолетних, на выборах дежурить на участках, на массовых мероприятиях участвовать в оцеплении. Все - под контролем милиции.
"Час дружинника" в столице наступает в шесть вечера. К этому времени нужно прибыть к месту дежурства. Нашей группе (три дружинника и корреспондент "Труда") предстоит "содействовать охране порядка" у станции метро "Рязанский проспект". Добираемся до пункта назначения на городском автобусе. Служебного транспорта нет, но проезд в общественном для добровольцев бесплатный: это их единственная льгота. Прибыв на место, мои спутники надевают красные повязки (есть еще форменные костюмы защитного цвета, но их на всех не хватает). Ни раций, ни средств обороны нет: "Так и напишите: на преступников с голыми руками"...
Мы поступаем в распоряжение постового сотрудника милиции и отправляемся патрулировать прилегающую к метро территорию. Основное тут - проверка регистрации. Впрочем, это привилегия милиционера, общественники просто стоят у него за спиной. "У нас очень важная роль, - считает дружинник Юра. - Во-первых, в нашем присутствии все проходит без взяток. А во-вторых, встречаются и резвые правонарушители, которые норовят рвануть наутек. Вот тут мы поможем. И воришек, и хулиганов, и даже вооруженных преступников задерживаем. На днях барсеточника поймали. Спортсменом оказался. Милиционер бы без нашей помощи с ним не справился".
Кроме нарушителей регистрационного режима в этот вечер наряд разбирался с бабушками-торговками и гражданами "в состоянии опьянения". Нескольких нелегалов отправили в отделение, двоих при участии дружинников загрузили в машину медвытрезвителя. В десять часов патрульный отпустил общественников по домам. Как пояснили дружинники, "сегодня удачный день" - без серьезных инцидентов. По статистике окружного штаба ежемесячно с помощью общественников задерживают 1-1,5 тысячи правонарушителей.
- Дружина может работать эффективнее, если появятся стимулы. Сегодня люди не чувствуют элементарной защищенности. Судите сами: если дружинник получил травму на дежурстве, она расценивается не как производственная, а как бытовая, - говорит начальник штаба Юго-Восточного округа Вячеслав Аскочинский. - Кроме того, мы не имеем четко оговоренных прав и обязанностей. Самостоятельно доброволец не может не то что задержать или доставить в участок, но даже проверить документы.
По мнению столичных дружинников, результаты их работы станут более ощутимыми, если им разрешат "задерживать и доставлять", использовать резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, электрошоковые устройства и, возможно, служебных собак. "Речь идет о применении спецсредств специально обученными людьми под контролем милиции и при особых условиях", - подчеркивают в городском штабе. Мосгордума против такого расширения возможностей. Депутаты считают, что спецсредства можно доверить только профессионалам. Тем не менее законопроект, открывающий новые полномочия для дружинников, уже разработан на федеральном уровне. Его первое чтение в Госдуме планируется на ближайшие месяцы.