СВЕТ РУССКОЙ ДУМЫ

Юрию Селиверстову судьбой было отпущено всего полвека. В этом году исполняется 65 лет со дня его рождения и 15 - со дня кончины. В связи с этим в Москве в Выставочном зале ГосНИИ реставрации открылась выставка графических работ художника.

На церемонии открытия экспозиции выступили его друзья и коллеги - художник-реставратор Савва Ямщиков, председатель правления Союза писателей России Валерий Ганичев, автор книги о Селиверстове критик Валентин Курбатов. Они говорили о значении незаурядного наследия художника, его бескомпромиссном отношении к творчеству, непоказной вере, многогранности таланта...
Действительно, Ю.Селиверстов успешно занимался книжной графикой, оформлением театральных спектаклей, издательским делом, разработкой архитектурных проектов. Один из них, высоко оцененный специалистами, связан с воссозданием храма Христа Спасителя - каркас из легких золоченых труб, точно повторяющих линии разрушенного собора как воплощение его души.
Ю.Селиверстову довелось встречаться и дружить со многими выдающимися людьми своего времени, среди которых известные писатели и художники, композиторы Г.Свиридов и В.Гаврилин, философы А.Лосев и М.Бахтин, митрополит Антоний (А.С.Мельников). Двое последних по праву считаются духовными наставниками художника, во многом под их влиянием в миросозерцании и творчестве Селиверстова происходили существенные подвижки. Он принимает крещение, работает над рисунками к Новому Завету - это было первое издание за все время советской власти, предпринятое Московской патриархией в 1976 году... Но, пожалуй, самый известный, как принято сегодня говорить, проект Селиверстова - цикл "...Из русской думы" - портреты отечественных мыслителей от Пушкина до Солженицына, от Чаадаева до Лосева, от Мусоргского до Свиридова. По масштабности замысла, по стройности и выверенности композиции, по объему прочитанного и воплощенного в ярких образах материала эту работу В.Курбатов справедливо сравнивает с воздвижением собора. По мысли критика, "напомнить историю и путь русской мысли" - это "сейчас важнее остального, потому что возможность нашего общественного и личного воскрешения именно в ней - в спасительной, в непрерывной, ответственной "русской думе", которую Юрий Иванович впервые собрал под общий кров в такой поучительной полноте". Думаю, что с этим согласятся посетители недавно открывшейся выставки.