ШЕСТЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ

КТО ЗДЕСЬ НА ВЕС ЗОЛОТА?
- Тщательнее скалывай лед, тщательнее, - наставляет один из

КТО ЗДЕСЬ НА ВЕС ЗОЛОТА?
- Тщательнее скалывай лед, тщательнее, - наставляет один из офицеров моряка, который орудует ломом на трапе. Железные ступени спрятаны под коркой льда - трап превратился в настоящий каток. Но спешки у моряков нет: до открытия музея еще час времени.
- Самое главное для нас - организовать прием посетителей, - объясняет капитан 3 ранга Алексей Аптикаев. - "Аврора" - это ведь не только корабль 1-го Военно-морского флота России. Это музей, который посещает до 15 тысяч человек в день. Посему крейсер должен быть образцово-показательным.
В летние дни матросы ежедневно драют палубу, зимой очищают ее от снега. И независимо от времени года каждый вечер убираются на берегу - мусор выносят мешками. Экскурсанты и продавцы сувениров о чистоте окружающей среды не думают.
С одной стороны, служба "авроровцев" похожа на будни матросов любого другого корабля. Подъем - в 7 утра, отбой - в 23.00, боевое учение - раз в неделю. В 9 утра по морской традиции поднимают флаг. Как говорят на флоте, если флаг не подняли - день не начался. А спускают его по заходу солнца.
С другой стороны, служба здесь всегда считалась элитной. Например, в начале прошлого века морякам его императорского величества в матросский кубрик приносили киноаппарат. И на простыне, которая заменяла киноэкран, показывали фильмы. Нынешним матросам тоже есть чем развлечься - у них в столовой стоит телевизор, а недавно появился еще и DVD-проигрыватель.
Понятно, что на легендарный корабль отбирают лучших призывников. "Аврору" еще надо заслужить - своей прошлой, гражданской, жизнью. Офицеры крейсера ездят в военно-морскую часть (17-й флотский экипаж), расположенную в городе Ломоносов Ленинградской области и, что называется, под микроскопом рассматривают свои будущие кадры. Разумеется, у призывника не должно быть судимости. Еще желательно, чтобы он имел профессию. Особенно ценятся рукастые ребята: повара, электрики, автослесари. И наконец, призывник непременно проходит офицерский фейс-контроль. Матрос "Авроры" просто обязан быть симпатичным, опрятным и приятным во всех отношениях. А уж если призывник еще и иностранный язык знает - такой здесь на вес золота.
- К нам постоянно приезжают зарубежные делегации, - говорит капитан 2 ранга Николай Амелько (сам он блестяще владеет французским). - Некоторые офицеры могут поддержать беседу на иностранных языках. А иногда переводят и матросы.
- Скоро будем пробу снимать, - говорит Алексей Аптикаев.
Заглядываю на кухню: дежурный кок ловко мешает суп в огромной кастрюле. При этом по "Авроре" плывет абсолютно домашний запах еды.
- А что сегодня на обед? - интересуюсь я.
- Борщ, мясо с перловкой и компот из сухофруктов, - рапортует кок.
- Добавки-то всем хватит?
- А то как же! И вам достанется.
Для офицеров стол накрывают в отдельной каюте. Все как и положено - ножи, вилки, бокалы. На столе два вида закусок. Рассказывают, что в советские времена командир экипажа и за стол не садился, если подавалось меньше четырех закусок. Теперь подобной роскоши, конечно, нет. Сейчас капитан 1 ранга получает такую же зарплату, что и водитель трамвая.
Если сравнить суточную норму "отпуска продуктов" на одного человека по табелю 1910 года с современной, станет видно, насколько "похудел" нынешний паек. Так, во времена Николая II каждому матросу полагалось: 310 г свежего или соленого мяса (против нынешних 225 г), а также 1,135 кг хлеба (сейчас - 750 г). Подносили императорским морякам и чарку водки - 123 г.
Понятно, что нынешние матросы лишены такого удовольствия, зато в их рационе есть рыба, яйца, овощи, соки. Ребятам даже выдают поливитамины - по одному драже каждый день. А вот жареную картошку (как оказалось, во флоте это главное лакомство) моряки получают лишь в дни рождения и по государственным праздникам. В обычном меню она не предусмотрена из соображения экономии. При жарке ее количество уменьшается, а расход продукта большой.
Питание на корабле четырехразовое. Худосочным здесь быстренько подправляют фигуры. По крайней мере, тощих матросов я точно не заметила. И позируют они перед фотокамерами с удовольствием.
- Служба идет хорошо, командование здесь - нормальное, - рассказывают ребята.
Когда приезжают родители матросов, командование знакомится с ними, показывает, где парень спит, ест и проходит службу. Сам моряк проводит для родных экскурсию по всему кораблю.
- Ну а как у вас с дедовщиной? - спрашиваю, осторожненько так.
- Да нет у нас такого, - уверяют ребята. - Мы все здесь на виду - экипаж-то небольшой.
Хорошая характеристика с крейсера помогает ребятам с легкостью устроиться после службы на работу или поступить учиться. "Аврора" - это уже своего рода бренд.
Во времена перестройки вокруг крейсера разгорелись нешуточные страсти. Казалось бы, ну кому может помешать "Аврора". Стоит себе у причала, деньги от экскурсий капают в бюджет страны - и всем хорошо. Ан нет... Общественность потребовала навсегда загнать "Аврору" в док. Было и еще более оригинальное предложение - протащить крейсер на буксире (своего-то хода у него нет) вокруг Европы. Мол, так мы распрощаемся со своим революционным прошлым. Моряки отстояли корабль.
Но самый, пожалуй, громкий скандал разгорелся в 1984 году. Дело в том, что энергетические установки "Авроры", которая до 1935 года бороздила морские просторы, пришли в полный упадок. Тогда решили отбуксировать ее в док, осушить и срезать подводную часть. Так и поступили: корабль пересадили на новое днище - как ботинку меняют подошву (правда, отрезанная "подошва" оказалась гигантской - 6,5 метров высотой).
Старое днище "Авроры" почему-то не утилизировали на месте - на Ленинградском судостроительном заводе "Северная верфь", как это делалось с другими кораблями. Вероятно, принять решение о физическом уничтожении раритета никто не рискнул, поэтому поступили просто: отогнали подальше, чтобы никто не нашел. И официально объявили, что этот остаток "Авроры" использовали как волнолом в Усть-Лужском порту.
На самом деле днище (а оно, по сути, - огромная баржа) сразу выпросили местные колхозники и приспособили как дебаркадер для разделки рыбы. Увы, на плаву кусок "Авроры" продержался недолго и затонул возле пирса. Вот тут-то ушлые телевизионщики, которые обнаружили это место, и разнесли по всей стране сенсацию: легендарный крейсер "Аврора" затоплен.
- Можете не сомневаться, родного, "авроровского" здесь осталось не менее 60 %. Вот заклепки еще старого крейсера, - бывший капитан 1 ранга Яков Давыдов, который более 18 лет проработал на крейсере научным сотрудником, хлопает рукой по металлическому стержню в обшивке корабля. - Но от ремонта нельзя было отказаться. Ведь к 1984 году подводная часть "Авроры" так проржавела, что за сутки набирала до 80 тонн воды. А у нас только на верхней палубе собиралось по 1000 человек. Представьте, что однажды крейсер пошел бы ко дну со всеми экскурсантами! Людей-то спасли бы, но ведь это же был бы позор на весь мир.
Музей "Крейсер "Аврора" закрывают для посетителей, если туда собираются руководители России, иностранные делегации на высшем уровне, "звезды" эстрады и кино. На борту крейсера побывали Джон Кеннеди, Фидель Кастро, Маргарет Тэтчер, Монтсеррат Кабалье, Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо, Кирилл Лавров, Александр Розенбаум, Сергей Маковецкий, Чулпан Хаматова...
Самые "ходовые" дни "Авроры" в году - День ВМФ (последнее воскресенье июля) и 9 Мая. Корабль в это время принимает до 15 тысяч человек.