ОЛЕГ РОМАНЦЕВ: К КИТАЙЦАМ ПОДАТЬСЯ, ЧТО ЛИ?

"Олег Романцев проходит по левому флангу, обыгрывает защитника, делает передачу в центр, и вездесущий Назар Петросянц забивает очередной гол". Это не фрагмент из репортажа матча чемпионата СССР конца 70-х - начала 80-х годов. Место действия - небольшой стадиончик на юге Москвы, время - апрель 2007 года.

А вот персонажи - самые настоящие: форвард "Арарата", ЦСКА, Назар Петросянц и защитник, экс-капитан "Спартака" и главный тренер сборной России Олег Романцев. Еще в их команде бывший игрок "Локомотива" Эдуард Арутюнян и парочка ребят лет 17-18. Противники - пятерка футболистов команды "Ника", выступающей в турнире КФК (коллективов физкультуры). Два тайма по 20 минут пролетают незаметно. Сам экс-наставник российской сборной отличился всего пару раз, а вот голевых передач нараздавал штук десять.
В это время рядышком, на другом поле, проходит плановая тренировка "Ники", которую ведет Романцев-средний - 30-летний Вадим. Для полного семейного комплекта не хватает только Романцева-младшего - 25-летнего Валентина. Но тот от футбола отошел давно, занят теперь автосервисом.
- Это и есть сегодняшний день Олега Романцева - многократного чемпиона СССР и России в качестве игрока и тренера "Спартака", выводившего национальную команду в финальные турниры мировых и европейских первенств? - задаю вопрос Романцеву в скромной раздевалке, где мы с ним удобно устраиваемся после игры за чашечкой зеленого чая.
- Да. Жаль только, что чаще одного раза в неделю играть не получается, - вздыхает Олег Иванович. - Был период - по два-три раза гоняли с Самвелычем, вот тогда форма моя была близка к оптимальной.
- Вы как-то совсем пропали из поля зрения болельщиков. Неужели не тянет вновь стать наставником клуба премьер-лиги?
- Нет. Во всем надо знать меру. К тому же за серьезное дело взялись - хотим создать здесь на базе нашего клуба и этого стадиончика детскую школу-интернат и готовить кадры для российского футбола. Просто сил нет смотреть, как в последние годы его заполонили средненькие "легионеры". Все беды нашего футбола начались с того, что была разрушена стройная система подготовки игроков. Детскому футболу вообще перестали уделять внимание. Если получится у тех, кто последует нашему примеру, лет через пять - десять перестанем приглашать сомнительных игроков со стороны, будем обходиться собственными воспитанниками. Я не хочу сказать, что легионеры вовсе не нужны. Но они должны быть мастерами высочайшего уровня, которые бы повышали зрелищность чемпионата, привлекали зрителей. Сейчас же во всех наших командах не больше пяти таких классных игроков. И большинство из них - в ЦСКА. На подготовку собственных кадров давно уже надо было обратить внимание. Не верится мне, что в нашей стране нет будущих Яшиных, Стрельцовых, Нетто. Просто у молодых нет возможности раскрыться. Дать людям возможность проявить себя - вот главнейшая задача нашей "Ники", в создании которой огромную помощь нам оказывают глава московских профсоюзов Михаил Ногайцев и префект Южного административного округа Москвы Петр Бирюков. Хотим заключать контракты с родителями самых перспективных мальчишек, чтобы у конкурентов не было соблазна переманивать наших воспитанников.
- А такие попытки уже были?
- Конечно. Дело в том, что в отличие от детских спортшкол при таких клубах, как ЦСКА, "Спартак", "Динамо", "Локомотив", мы ведем более "точечную" селекцию. Охватываем ею различные районы страны и даже ближнего зарубежья. Я, например, курирую хорошо известный мне сибирский регион, Назар Петросян - Армению. Своего друга, Сергея Павлова, тренирующего владивостокский "Луч-Энергию", попросил присмотреться под таким углом зрения к Приморью и Дальнему Востоку... Скоро мы закончим строительство здания, где разместится интернат. Ребята будут здесь жить и учиться в школе неподалеку. Я недавно с группой наших тренеров побывал в Голландии. Главный тренер ПСВ Роналд Куман рассказывал о своей работе, хотя заметил при этом, что Романцеву вряд ли можно сообщить что-то новое. Но для меня интересно было познакомиться с системой подготовки молодых футболистов в ПСВ и в целом в Голландии. Встречался с директорами их спортшкол. Они мне рассказали, что в стране ни один мальчик не остается вне поля зрения футбольных скаутов. У каждого клуба своя зона ответственности. Представляете, 100-процентный "просев"! У нас же, дай Бог, 0,2 процента ребят просматриваем.
И ЗАЧЕМ Я ПОШЕЛ В "ДИНАМО"?
- И все-таки, Олег Иванович, неужели никто не зовет вернуться в большой футбол?
- После почти 20 лет ему отданных отдыхать от большого футбола пока не надоело. Наверняка знаете, что люблю рыбалку. Почти каждую пятницу, а иногда и среди недели, уезжаю на дачу, а то и куда подальше, рыбачить: в Тюменскую область, на Алтай, в Прибалтику... В этом году хочу слетать на месячишко во Владивосток. И почему-то это не надоедает. Созерцаешь природу, настраиваешься на философский лад, отдыхаешь душой, встречаешься с друзьями. Да и физическая нагрузка бывает нешуточной - например, вытягиваешь спиннинг из стремнины, а на крючке рыбина под 25 кило весом. Пока вытащишь такую, устанешь больше, чем после двух таймов.
- Неужели никто из ваших друзей - Сергей Павлов или Александр Тарханов - не просят помочь? Опыт-то у вас колоссальный...
- Ну, во-первых, знают, что решить что-то за меня невозможно. Во-вторых, они сами опытные тренеры и прекрасно справляются с работой. В свое время мы много бывали вместе: они знают мою методику, я ничего от них не скрывал. Так что вряд ли сейчас я скажу им что-то принципиально новое. Конечно, иногда они спрашивают мое мнение по тому или иному вопросу. И я говорю то, что думаю. Но вообще они знают мои взгляды на жизнь, на футбол. Вряд ли их можно поменять в моем возрасте.
- Ваши краткосрочные приходы в московское "Динамо" и подмосковный "Сатурн" - ошибка?
- Стопроцентная. Даже не сомневаюсь в этом. С другой стороны, попробовать мне надо было, чтобы убедиться, что не могу работать, когда в футбол влезают непрофессионалы. Как говорил мне мой учитель, к сожалению, ушедший от нас Константин Иванович Бесков, "ну не могу я, Олег, работать - слишком много вокруг дилетантов". Но жизненный урок в "Динамо" и "Сатурне" я получил и выводы из него сделал соответствующие.
- А все же есть предложения, к примеру, похожие на контракт с испанским "Депортиво", который вы, говорят, подписали, а потом передумали?
- С испанцами был подписан не контракт, а соглашение о намерениях. Все-таки разница между двумя этими документами существенная. Если бы я подписал контракт, то как порядочный человек поехал бы в Испанию работать. Но и сейчас меня приглашают. Все больше из российских клубов - богатых, с деньгами, но пока без славной истории.
- Им нужно славное имя Романцева, своего рода фирменный бренд?
- Думаю, нет. Они уважают меня как квалифицированного специалиста. И, наверное, не верят, что человек просто не хочет сейчас работать тренером. Что меня деньги на данном этапе не интересуют. Что если я вернусь к тренерской работе, то не из-за денег, а из-за интересной перспективы. Правда, остаются в силе несколько интересных предложений от ряда ведущих китайских клубов. Это любопытно. Поскольку если китайцы берутся за какое-то дело, то оно пойдет. Перед Олимпиадой они очень крепко за спорт взялись. И если приглашают Романцева, значит, все о нем знают, обладают полной информацией по нему как тренеру. Серьезные ребята. Но мне хочется пока заниматься тем, что наметили здесь с коллегами.
- Но окончательную точку в тренерской карьере вы для себя не поставили?
- Однажды заявил во всеуслышанье об этом, а через пару месяцев пошел в "Сатурн". Так что больше ни от чего не зарекаюсь. Даже в 100-летнем возрасте - "от сумы и от тюрьмы...". Но на данный момент не собираюсь.
НА ТРЕНИРОВКАХ ДОВОДИЛ МОСТОВОГО ДО СЛЕЗ
- Сейчас в наши игровые виды спорта, в том числе в футбол, косяком пошли тренеры-иностранцы. Как вы относитесь к этому процессу?
- Про игроков-легионеров уже говорил. Большинство - посредственности. Хотя, например, в мини-футболе получаю удовольствие от игры бразильцев и понимаю, что здесь нам их не догнать - те с детства с мячом возятся. Но надо ж потерпеть немного, вырастить своего, а не купить сейчас и немедленно за десятки миллионов долларов иностранца. Ведь есть у нас и свои таланты - к примеру, Мостовой, ставший всемирно известным плеймейкером. Я с ним занимался с 6 утра, до слез доходило. А Кульков...Во второй лиге так бы и играл. Или Шалимов: когда восстанавливался после перелома, на нем ведь все крест поставили. Но теперь идеология иная. Зачем возиться со своим 16-летним пацаном с утра до ночи, если можно купить готового Жедера? Или какого-то другого иностранного спасителя отечества. Причем у каждого обязательно свой агент. Вот они на пару и ходят исправно в кассу - каждую копейку считают и проверяют. Ничто им в этом не помеха. А вот как тренировка, нагрузочка - сразу к доктору. Мышца задняя, передняя болит, нужна медпомощь. По "Динамо" это особенно запомнилось...
Что касается тренеров-легионеров, о каждом из них буду говорить с большим уважением. Но только когда дадут конкретный результат. Пока же ни один из них, а прошло их довольно много за последние годы, с нашим клубом ничего не выиграл. Многие вспоминают Властимила Петржелу в "Зените". А чего он выиграл?
- "Серебро" чемпионата.
- Я говорю про победы. А второе место - это поражение.
- Кубок премьер-лиги взял с "Зенитом".
- Такого соревнования я не знаю.
РАЗВЕ СБОРНАЯ ВЫШЛА ИЗ ГРУППЫ?
- А что скажете о сборной?
- Я даже не смотрел ее матчи - как раз был на рыбалке. А что она уже вышла из группы?
- Нет, пока идет на четвертом месте, в группе лидеров с Англией, Израилем и Хорватией.
- Вот когда выйдет, тогда и будем обсуждать. Хотя выходить мы и раньше выходили - вот пускай выиграют чемпионат Европы... Пока ничего не могу сказать - ни плохого, ни хорошего. Они все какие-то перспективные тренеры...Пусть что-нибудь выиграют.
- С родным "Спартаком" связь поддерживаете?
- Мы с Федотовым друзья по жизни. Еще Жиляев работает, Хаджи, Васильков...
- Советами не помогаете?
- Нет. Не мое дело. У них есть хозяева, пусть они все и определяют. По-моему, и так у них неплохо пока получается. Моих футболистов в "Спартаке" практически не осталось - разве что Титов, Калиниченко, Торбинский...
- Зато в "Химках" неплохая компания ваших воспитанников.
- Да. Парфенов, Тихонов, Бесчастных... А я в этом сезоне буду ходить на "Торпедо" в Лужники. Во-первых, недалеко от дома - удобно добираться, с нашими московскими пробками это немаловажно. Во-вторых, вашего пишущего и снимающего брата, надеюсь, будет поменьше. Ну и старого моего друга Георгия Ярцева хочу поддержать, особенно на первых порах. Я за него очень болею и переживаю. Мне всегда интересна его работа. Там есть какая-то крупица и моих мыслей. Так же, как и я брал от него что-то. Начинали ведь вместе еще в "Красной Пресне". Сейчас этот стадион заброшенный стоит. А когда-то газон там был едва ли не лучшим в Москве. Интересно, что его вырастил и ухаживал за ним парень из посольства Венгрии - мы его так и звали - Юра-венгр. Фанат своего дела был. Вносил какие-то удобрения, никому не разрешал топтать травку. Так вот, в августе 1991-го прямо на этот газон танки и выехали. Этот Юра пришел, заплакал и уехал в Венгрию. С тех пор стадион и захирел...
- Не боитесь, что охранники Лужников не узнают и не пропустят, как это нередко случалось с нашими известными спортсменами-ветеранами в других видах спорта?
- Без пропуска я и не пойду. А про такие случаи знаю. Никита Павлович Симонян недавно рассказывал, как его не пустили в те же Лужники на не самый аншлаговый матч "Спартака". Он обиделся, развернулся и ушел. Хотя, между прочим, и пост до сих пор занимает официальный - вице-президент РФС. У нас забавный случай с самим Яшиным вышел. Однажды он пригласил меня на какое-то ветеранское мероприятие на стадион "Динамо". А у меня их пропуска нет. Ну, думаю, уж Романцева, известного тренера, кто не знает - пропустят. Подхожу к подъезду, выходит Лев Иванович встретить меня, хотим зайти. А нас не пускают. Я смеюсь, Яшин в недоумении. Говорю ему: "Лев Иваныч, а я еще хотел сам пройти, сказав, что я Романцев. А тут самого Яшина не пускают на родной стадион!"
- Олег Иванович, а как вы относитесь к подобным случаям?
- С пониманием. Не все же в Москве москвичи и не все увлекаются футболом. Может, человек из деревни приехал, футболом не интересуется. Вот как можно простоять весь матч спиной к полю, наблюдая за порядком на трибунах? А ведь стоят...
- Ваше отношение к газону: на каком лучше играть - на искусственном или натуральном?
- Конечно, на натуральном. Вот в той же Голландии на базе ПСВ насмотрелся на поля - слюнки потекли! Несколько полей для команд различных возрастов. А для главной команды - "неделька". Это когда каждый день игроки тренируются на новом поле, а другие "отдыхают"! Но какой климат у них и у нас? Искусственные поля хорошего качества в наших условиях здорово выручают.
- А как вам идея перейти на систему розыгрыша чемпионата "осень-весна"?
- Не понимаю, как это можно сделать физически. Сейчас в апреле и то все жалуются на плохое качество полей. А при предлагаемой системе розыгрыша придется играть в декабре и феврале... По 10 матчей команды будут проводить в начале и концовке сезона. А в оптимальных погодных условиях - всего треть поединков. Или авторы идеи верят в то, что при переходе на новую систему изменится и наш климат?! Хотя в нашей стране все возможно. Я уже ничему не удивляюсь. Если дураков окажется больше, остальным придется смириться с их решением. О болельщиках никто не думает. Вот любит человек футбол. Пойдет на матч и при минус 15, и при минус 20. Но ведь обязательно возьмет с собой емкость для сугрева или примет впрок, чтобы хватило на весь матч. Иначе заболеешь.
- Болельщикам в этом плане проще. А вот игрокам... В бытность тренером как боролись с футболистами - нарушителями режима?
- Рублем никогда не наказывал, но в дубль мог перевести на какое-то время. Но главное - это индивидуальные доверительные беседы с игроками. Убежден: они эффективнее любых карательных санкций. Потом злостные нарушители у нас в команде как-то не приживались. Хотя и пай-мальчиков не было. После игры могли немножечко и отдохнуть, мягко говоря. Два-три человека покуривали. Но я всегда оценивал человека по его вкладу в общекомандное дело. Если его личные качества мешали достижению общей цели, расставался с ним без сожаления.
НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ОБО МНЕ ПИШУТ ЧУШЬ
- Олег Иванович, а как отмечали победы, например, ту, что одержали в чемпионате СССР после памятного матча с киевским "Динамо" в Лужниках в 1989 году?
- Специально никаких торжеств не готовили - плохая примета. Но Хаджи, наш администратор, где-то быстро раздобыл пару ящиков шампанского. Потом был ресторан. Но я всегда придерживался правила - уходил в самом начале торжества чуть ли не со слезами на глазах. Понимал: игроки имеют право психологически оттянуться, а начальство их в такие моменты сковывает.
- Вы можете сравнить работу тренера в тех советских условиях и сейчас, в эпоху господства, как говорят, товарно-денежных отношений? Когда было легче?
- Понял вопрос. Но ответить на него трудно. Я, наверное, счастливый человек в этом плане. Мне довелось работать с величайшими людьми. Вот Николай Петрович Старостин требует отдельного рассказа. Человечище. Мудрейший человек. Никогда не влезал в тренерскую епархию, а только советовал. У него были сложные отношения с Бесковым. Старостин его фактически снял, а меня поставил тренером "Спартака". И вот перед моим первым матчем в новом качестве с "Жальгирисом" Старостин сказал мне: "Если не выиграем, положим партбилеты на стол". А тогда это означало поставить крест на человеке. Мы выиграли - 4:0. Старостин весь потный от волнения заходит в раздевалку и говорит: "Триумф!" Сейчас же другие люди, другие нравы. Может, поэтому особо и не рвусь возвращаться.
- А чем еще, кроме рыбалки, интересуетесь? На выставки, в театры выбираетесь?
- Почти во всех ведущих театрах работают мои хорошие друзья или знакомые. Держат меня в курсе театральной жизни и Юрий Любимов, и Галя Волчек.
- Олег Иванович, вы в последнее время не балуете журналистов вниманием. Не боитесь, что, если не будете светиться, про вас совсем забудут?
- Историю одну расскажу. Как-то "Спартак" играл с "Марселем". Их тогдашний знаменитый владелец Бернар Тапи пригласил меня к себе, показывает свежие газеты, говорит: "Видишь Олег, поливают меня почем зря!" Я в ответ с сочувствием: "Да, тяжело тебе постоянно под таким прессингом". "Да ты что, это же прекрасно. Хуже, когда о тебе вообще не пишут!" А я вот так не хочу! Чем читать про себя всякую чушь, уж лучше пусть совсем ничего не пишут про Романцева!