10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТОЖЕ КАРМЕН

Заозерская Анжелика
Опубликовано 01:01 06 Апреля 2007г.
Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра, своим искусством покорила весь мир. Она танцует легендарную партию Кармен в спектакле "Кармен-сюита" так вдохновенно, что ей аплодирует сама Майя Плисецкая. А великий кубинский хореограф Альберто Алонсо специально для Светланы Захаровой поставил балет "Кармен" так, как он об этом мечтал.

- Светлана, что вам сказала Майя Плисецкая после спектакля?
- Майя Михайловна подошла ко мне: "Я очень рада, что ты меня не копировала. Твоя Кармен получилась другой, но она тоже Кармен". Я прекрасно понимала, что у меня не выйдет станцевать так, как танцевала Плисецкая, да и вряд ли кому нужна вторая Майя Михайловна. Моя Кармен не роковая дама, а ветреная девчонка, которая только кажется доступной, а на самом деле она еще та штучка!
- Ваша Золушка тоже удивила многих смелой трактовкой...
- Это очень необычный спектакль, в котором немало интересных находок. Он начинается с пролога, где по сюжету композитор Прокофьев разговаривает со своей горничной, а потом направляет ее в свою сказку. Согласно современной трактовке истории Шарля Перро Золушка сама находит свое счастье. Она приходит на бал, встречает там принца, влюбляется в него, тогда как он не обращает на нее никакого внимания. И тогда Золушка придумывает интересный ход - садится на перила огромной лестницы, стоящей прямо по центру сцены, и съезжает в руки принца... На гастролях Большого театра в Лондоне именно "Золушка" растопила холодные сердца англичан.
- Жители туманного Альбиона давно питают нежность к русскому балету и особенно к русским балеринам. Лондон рукоплескал Анне Павловой и Тамаре Карсавиной, а не так давно тепло принимал Анастасию Волочкову. Может, у англичан особый взгляд на русский балет?
- Английский зритель в течение всего спектакля очень сдержан - это вызвано его боязнью помешать артисту. Поэтому в Лондоне мы танцевали при необычной тишине. Но когда спектакль заканчивается, англичане не скупятся на аплодисменты. В Лондоне у меня даже появились свои поклонники, среди которых известное в финансовом мире семейство Ротшильдов. Они приходят на каждый мой спектакль, а после него обязательно устраивают прием в мою честь.
- И о чем вы разговариваете с миллиардерами? Может, вы станете баронессой Ротшильд?
- Мы говорим о разных пустяках. Однажды Джейсон Ротшильд спросил у меня: "За что можно любить русского мужчину?" Я стала объяснять "за что", отметив широту души, доброту, верность и преданность. Что же касается намека на романтические отношения между мной и кем-то из Ротшильдов, то их нет и быть не может. Русские мужчины - самые лучшие в мире, несмотря на некоторые свои недостатки.
- В чем, на ваш взгляд, причина успеха нашего балета на Западе?
- За границей танцовщики много работают над техникой танца, тогда как у нас к технике обязательно добавляются эмоции. Мы танцуем душой.
- Какая роль требует от вас наиболее сильных душевных затрат?
- Все партии, где есть драматизм, эмоционально сложны для исполнителя. Для меня это, безусловно, Джульетта, Кармен, Жизель и, как ни странно, Золушка. Легко танцевать принцессу в балете "Спящая красавица", потому что там мало эмоций, требуется лишь филигранная чистота движений.
- Когда танцуете знаменитую партию Жизели, не вспоминаете, что эта роль свела с ума балерину Ольгу Спесивцеву?
- Партия Жизели здесь ни при чем, просто у Ольги Спесивцевой трагически сложилась жизнь. Я не думаю, что в ее душевной болезни виноват балет, хотя... Мы бросаем вызов, когда танцуем на пределе человеческих возможностей, танцуем как боги. Может, Всевышний карает нас за то, что мы пытаемся достичь запредельной высоты? В последнее время ко мне часто приходят мысли о расплате за свой талант. Тем более что я верующий человек.
- У вас не было желания уехать из России в другую страну?
- Не вижу в этом смысла. Я еще могу понять Барышникова, Годунова, Макарову, которые остались на Западе, когда СССР был за железным занавесом. Достаточно вспомнить рассказ Майи Плисецкой о том, как на репетиции балета "Кармен-сюита" постоянно приходили люди из органов и настаивали на том, чтобы спектакль не был слишком страстным и откровенным.
- Светлана, как вам удалось покорить самого Михаила Барышникова?
- Барышников находит, что у меня идеальные для балерины пропорции. На его взгляд, я представляю собой эталон балерины. Первый раз он увидел меня семь лет назад в Версале, на гастролях Мариинского театра в Париже. Видимо, я ему понравилась, и он предложил директрисе Гранд- опера пригласить меня танцевать на сцене прославленного театра, что вскоре и произошло. Очень важно, чтобы в начале пути уважаемый в мире балета человек составил тебе протекцию.
- Сын выдающегося танцовщика Мариса Лиепы в интервью сказал, что его отец зациклился на Большом театре, и это его погубило. Может, не стоит привыкать к одному театру?
- Это равносильно попытке убежать от большой любви. Ведь когда человек любит другого человека, он не представляет своей жизни без него. То же самое происходит между театром и артистом. Театр - это не просто здание, коробка, лошади с колесницей, это и коллектив, и зрители, и понимание того, нужен ли ты этим стенам. Мне кажется, я нашла свой театр.
- Успели почувствовать особую ауру старой сцены Большого театра?
- Первое время, проходя мимо старой сцены, мне становилось жутковато. Казалось, что в воздухе витают голоса целых поколений артистов, у меня даже мурашки по коже пробегали.
- Вас пригласили в Большой как раз в то время, когда разгорался скандал с Анастасией Волочковой. Не боялись, что такая же участь - отвергнутой балерины - может поджидать и вас?
- В коллективе просто так ничего не происходит. Если возникает негатив, значит, в этом кто-то виноват. Когда против балерины настроены буквально все, то это о чем-то говорит. Каждый сам расплачивается за свои поступки.
- Светлана, вы родом из украинского города Луцка. Наверное, ваш путь на звездный небосклон был усеян не только розами?
- Да, было нелегко. Я прошла очень много ступенек. Училась в Киеве, потом в Петербурге, танцевала в труппе Мариинского театра, теперь - в труппе Большого. Но самым сложным было обучение в хореографическом училище. Первое время я выходила на сцену, как на войну.
- Значит, вы боец?
- В жизни я мягкая, спокойная, а в профессии без сильного характера ничего не получится. Впрочем, если человек талантлив, его никто не сможет сожрать. Сейчас такое время, что талантливых людей берегут, дают им зеленую улицу, особенно в Москве. Когда в Большой театр приходит новенький танцовщик, то его опекают изо всех сил.
- Кто ваш любимый партнер, с кем из коллег-артистов вы дружите?
- В Большом театре никто ни с кем не дружит. Между нами приятельские отношения, но не доверительные. У меня есть близкие подруги, но они не из артистической среды. И любимого партнера у меня нет. Просто есть партнеры, с которыми удобно, комфортно, надежно танцевать - и все.
- Вы испытываете удовольствие, когда выходите на сцену?
- Перед выходом на сцену всегда испытываю страх, а это неприятное ощущение. Поэтому состояние до выхода на сцену я не люблю. А вот когда уже танцуешь и чувствуешь, что получается, то наступает состояние счастья. А если спектакль удался, зрители аплодируют - ты чувствуешь себя на вершине мира. Я могу себя в эти минуты сравнить с царицей, которая правит страной.
- Какую партию вы мечтаете станцевать?
- В этом году в Национальном театре Японии, где я являюсь главной приглашенной звездой, будут ставить спектакль "Дама с камелиями", о котором я давно мечтаю. Раньше бы не смогла передать посредством танца трагедию Маргариты, потому что очень мало знала о любви. Но, испытав это чувство, я теперь хорошо понимаю героиню.
- У вас есть любимый человек?
- Любимый человек есть, но времени для любви нет. Сегодня я танцую в Москве, завтра - в Нью-Йорке, потом в Токио, и так день за днем. Думаешь только об одном: как бы хватило сил - и душевных, и физических - для выступления. Ведь публика ждет от тебя чуда, волшебства, совершенства... Быть отвергнутой зрителем страшнее и горше, чем быть брошенной мужчиной.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников