ГРИШКА РАСПУТИН ЛЕЧИТ ОТ БЕСПЛОДИЯ

Музей Распутина в деревне Покровка Ярковского района Тюменской области, первый частный музей в Советском Союзе, открыт супругами Мариной и Владимиром Смирновыми в 1990-м. Музей начался с опроса старожилов Покровки, помнивших живого Распутина и членов его семьи, и с нескольких уникальных фотографий. О том, как они попали к Смирновым, разговор отдельный.

- В ДК железнодорожников по выходным собираются коллекционеры, - рассказывает Марина. - Вот они и стали подсказывать: кто-то что-то видел, кто-то что-то слышал... Не всегда было понятно, правда то или легенда. Но я начала записывать. Ездить к людям, о которых мне говорили. И таким образом доехала до Томска.
В Томске ей попалась неизвестная фотография самого Распутина с личной подписью - он подарил ее профессору Томского медицинского института С.В. Мясоедову. В 1937 году того расстреляли. Снимок старца был подшит к делу. После реабилитации фотографию вернули семье, и сын Мясоедова передал ее в музей.
Там же, в Томске, Марина Юрьевна познакомилась с Лидией Михайловной Барановой, уроженкой Покровки. Врач, участница Великой Отечественной войны, почти слепая, она написала письмо на родину - в сельсовет, "на деревню дедушке". А в письме спрашивала о том, нет ли каких-нибудь новых сведений о Распутине. Всю жизнь она гордилась тем, что была его землячкой! Письмо передали Смирновым ...
От Лидии Михайловны музей получил в подарок фотографию дочерей Распутина, Матрены и Варвары, подписанную рукой Матрены: "Незабвенной подруге от Матреши и Вари".
Экспонаты для музея собирали путем "подворного обхода". Дело в том, что в архивах сохранилось письмо бедняков деревни Покровки, сочувствующих коммунистической партии, в котором они просят конфисковать у Распутиных вещи в пользу односельчан: "...граммофон и пианину - в школу, зерькало - соседям".
Имея список конфискованных вещей, Смирновы отправились по деревне. Кому предлагали водку, кому - дрожжи и сахар... Так в экспозиции появились тарелка с вензелем императрицы Кузнецовского фарфорового завода, икона Симеона Верхотурского, знаменитый венский стул, о котором речь пойдет чуть ниже, записки самого Распутина.
Супруги Смирновы за последние годы стали признанными распутиноведами. Предмет особой гордости Смирновых - обнаруженная ими дата рождения Григория Ефимовича. К примеру, в Советском энциклопедическом словаре годом рождения Распутина обозначен 1872-й, а скажем, на бутылке водки "Распутин", произведенной в Германии, - 1865-й. Писатель Радзинский в своей книге дату рождения указывает тоже лишь приблизительно, опираясь на посемейные списки.
Смирновы же, обойдя все архивы в округе, в Ярковском районном загсе обнаружили метрические книги Богородической церкви деревни Покровка, где рукой священника было написано: 9 января 1869 года у Анны и Ефима Распутиных родился сын Григорий.
Советское распутиноведение, по мнению Марины Смирновой, вообще соткано из мифов. Например, миф о том, что Распутин, как утверждает Радзинский, был единственным ребенком в семье: "...как в семье Гитлера и Сталина, природа предостерегала от рождения младенцев". Однако, как установили Смирновы, у Григория Ефимовича была сестра - Феодосия Григорьевна, в замужестве Орлова. Более того, она была крестной матерью своих племянников. В музее есть фотография, где она рядом с братом.
Еще один миф: Распутин был пьяница, безбожник и распутник. Оттого, мол, и фамилия у него такая.
Однако унтер-офицер Прилин, бывший участковым в Покровке, пишет докладную своему начальнику Калмыкову: "Распутин Григорий Ефимович от роду имеет около сорока лет, крестьянин села Покровского, занимается хлебопашеством... Образ жизни ведет трезвый". Копия этого доклада - в экспозиции музея.
"Безбожник Гришка" построил в Покровском школу и придел храма, за что получил благодарность от епархиальных властей. А деньги на строительство попросил у Николая II. Кстати, сегодня в Покровке нет даже молитвенного дома. Храм же разрушили в 1953 году.
И еще по поводу "безбожника". Впервые попав в Санкт-Петербург, Григорий Распутин идет не в кабак и не в публичный дом - неграмотный крестьянин из сибирской глубинки, отстояв службу в храме, пришел на аудиенцию к ректору духовной семинарии. Вместо обычных 10 - 15 минут отец Сергий проговорил с ним более двух часов.
Что касается фамилии. Все до банального просто: люди, жившие на распутье - на развилке или перекрестке дорог, получали прозвище роспуты. Предком Григория Ефимовича (а это Смирновы выяснили совершенно точно, составив родословное древо семьи Распутиных) был некто Насон по прозвищу Роспута.
Ну и напоследок легенда о чудодейственном венском стуле, что стоит в одной из комнат музея... В Покровке гуляли свадьбу. Замуж выходила Евдокия Печоркина, жившая в услужении у Распутиных. В самый разгар свадьбы "наехал" (так говорили старожилы) Распутин с шикарным по тем временам подарком - венским стулом. Но шик подарка заключался не столько в его стоимости, сколько в тех словах, которые якобы Григорий Ефимович сказал на ухо жениху, отозвав его из-за стола: "Сегодня ты молод и силен, впереди у тебя брачная ночь и еще целая жизнь. И мой стул послужит тебе только сиденьем. Но пройдут годы, и потихоньку мужская сила будет тебе изменять. И вот тогда достаточно будет тебе присесть на этот стул, и ты снова почувствуешь себя так, как сегодня, когда у тебя впереди брачная ночь и еще целая жизнь". Сказал и стул отдал.
... За 16 лет существования музея еще не было ни одного мужика, кто бы не присел. Садятся и на полном серьезе спрашивают: "А сколько сидеть?" Мужики верят. И дай Бог! С нами случается то, во что мы верим и чего мы боимся.