Битва на газопроводах

Россия и Запад продолжают газовое противостояние. Теперь первая заявляет о намерении строить газопровод в Израиль, второй проектирует очередную трубу через Грузию и Украину. Однако пока газа не хватает даже на то, чтобы наполнить уже существующие трубы.

На днях Грузия подписала меморандум об участии в проекте "Белый поток". Это очередной газопровод, при помощи которого Европа и Украина пытаются диверсифицировать поставки сырья и снизить зависимость от России. К 2015 году, по замыслу авторов проекта, по этой трубе азербайджанский газ должен потечь через Грузию и Украину в ЕС.

По мнению экспертов, "Белый поток" является даже более бесперспективным проектом, чем уже давно обсуждаемый "Набукко". Причина все та же - ресурсная база. Проектная мощность трубопровода составляет 8 млрд. кубометров в год. Однако взять заветные кубики просто негде. Для того чтобы в новую трубу попало туркменское голубое топливо, потребуется построить еще один газопровод - транскаспийский, а азербайджанский газ Россия успела замкнуть на себя. "Белый поток" - абсолютно несостоятельное изобретение Украины. На время кризиса о нем, как и о "Набукко", можно забыть", - заявил "Труду" директор Института энергетики и финансов Леонид Григорьев.

Россия же решила и вовсе не оставлять возможностей для реализации в регионе любых энергетических проектов, кроме отечественных. В "Газпроме" вновь заговорили о строительстве третьей ветки газопровода "Голубой поток", которая будет доставлять российский газ в Израиль. "Голубой поток" - это первый подводный трубопровод в Черном море. Он работает, его можно расширять, увеличивать объем прокачки", - пояснил Леонид Григорьев. По его словам, реализация этого проекта крайне выгодна для Израиля, который не будет зависеть ни от затратных поставок газа через морские порты, ни от рискованного транзита через арабские государства.

Для России, как пояснил "Труду" председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, строительство газопровода через территорию Турции и Средиземное море дальше на юг означает не только выход на новые рынки сбыта и возможность интеграции в новую газотранспортную систему, которая может возникнуть в случае нормализации отношений между Ираном и ЕС. Это еще и существенно усиливает переговорные позиции Москвы в спорах о стоимости газа для Европы. Впрочем, стоит отметить, что пока и Россия не располагает достаточными объемами голубого топлива, чтобы покрыть проектные мощности всех запланированных газопроводов.