ВСЕМ СОСНАМ СОСНА

По инерции глядя на финнов все еще несколько покровительственно, жители центральной части старого континента тем не менее уважительно именуют их "европейские японцы". Дело не только в технической "продвинутости" финнов, обогнавших многих соседей по Европе по насыщенности компьютерами и сотовыми телефонами, но и в тонком чувстве прекрасного, в искусстве сосуществования с природой.

Как и на далеких восточных островах, вас здесь могут подвести к гранитному валуну, к озерцу, заросшему вдоль берега стеной камыша, и даже к неказистой березке во дворе городского квартала и деликатно обратить внимание, насколько органично этот кусочек неживой или живой природы вошел в окружающий ландшафт. А уж если что-то овеяно преданиями - к такому чуду относятся как к музейному экспонату.
Именно так жители пригорода Хямеенлинны лелеют самую известную в стране сосну, получившую название "императорская". Сюда, в окрестности поселка Парола даже водят экскурсии. По совместительству занимается этим местный учитель ботаники Сепоо Сааринен. Когда собирается группа не менее семи человек, он ведет ее к дереву-богатырю, которому, как считают специалисты, не менее 400 лет. Но почтенный возраст не убавил в нем жизненных сил: оно и сейчас прибавляет в год несколько сантиметров. Диаметр ствола достиг 496 сантиметров, обхватить его с трудом могут пять пар сцепленных рук.
Но не только природный феномен, подпадающий под гиннессовскую категорию "самый-самый", привлекает сюда путешествующую публику. Древо это - единственный оставшийся в "живых" свидетель двух исторических эпох, столкновение и взаимопроникновение которых и породили финское национальное самосознание: шведской и русской. Документально установлено, что под кроной сосны отобедали два шведских короля - Густав III в 1793 и Густав IV в 1802 году. А уже в 1819, после вхождения в 1809 году бывшей шведской провинции в состав Российской империи, здесь разбили шатер для Александра I.
Александр II, чьему монаршему соизволению Суоми обязана прокладкой первой железной дороги, позднее связавшей страну с Санкт-Петербургом, так же трапезничал под сводами его ветвей в 1868 году, после чего дерево и получило титул "императорского". Это событие стало особо памятным для обитателей селения Парола. Здесь царь-освободитель, он же Великий князь Финляндский, облаченный в форму финской гвардии, принял парад расквартированных под Хямеенлинной воинских частей, а затем на приеме для местной администрации провозгласил тост: "За Финляндию, ее процветание и благополучие, за ее мужественную и верную армию".
В честь пребывания самодержца в этом скромном селении офицеры русской армии на свои средства воздвигли небольшой памятник, именуемый "Лев Паролы". Позже здесь же возник памятный знак "Равноправие финского языка": его равноупотребимость со шведским состоялась только после того, как этот край оказался под российской короной...
Самая величественная сосна Финляндии стала пусть и несколько экзотической, но все-таки частью национального достояния республики и приметой российской истории.