06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЕСНЯ НА ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ

18 февраля этого года в "Труде" появилась публикация "Изголодавшиеся таланты". Наш корреспондент Пятерим Варфоломеев рассказывал, как в Воронежской области, устав ждать поддержки государства, самодеятельные артисты начали сами зарабатывать деньги. Редакция, порадовавшись конкретному успеху людей, высказала сомнение: стоит ли считать коммерциализацию самодеятельности, фольклорного творчества выходом, панацеей? Мы пригласили принять участие в обсуждении ситуации тех, кому не безразлична судьба народного творчества. Сегодня - продолжение (после некоторой паузы) разговора.

В Красноярском крае жизнь народного искусства вроде бы не затухает. Создается даже впечатление, что такого количества фестивалей, выставок, гала-концертов, конкурсов, как в последние годы, здесь раньше не было. Только за четыре месяца 2003-го прошли, прокатились шумной волной 11 мероприятий краевого масштаба. Среди них - детская ассамблея "Расцветай, земля сибирская", конкурс хореографических ансамблей имени Михаила Годенко, еще один конкурс "Танцевальные смешинки" - к 1 апреля, традиционный детский фольклорный праздник, который из года в год проходит в дни весенних школьных каникул, большая выставка и концерт, посвященные 65-летию Центра народного творчества Красноярского края...
Открылось второе дыхание и у ученых-фольклористов. К примеру, увидел свет первый том "Антологии енисейского фольклора" - "Песенная культура эвенков" профессора Новосибирской консерватории Абрама Айзенштадта. Готовится к печати второй том - "Обрядовая культура народов Красноярского края". Изданы "Антология красноярской песни" - за 170 лет, с 1828 по 1998 год, а также "Песни о российской деревне ХХ века".
- Что касается последнего издания, - рассказывает директор краевого Центра народного творчества Владимир Ковальчук, - это памятник ушедшей деревенской жизни. Потому что главное разрушение, которое произошло в постсоветский период в России, - это как раз развал деревни (оставляя в стороне вопрос о нанесении ей ран в свое время большевиками). Мы решили поступить как бы по Окуджаве: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". В проекте участвовали центры народного творчества Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Читинской областей, Бурятии и Красноярского края. Издание стоило 700 тысяч рублей, 300 из них мы собрали сами, 100 выделило Министерство культуры России (мы даже поместили портрет министра Михаила Швыдкого на обложке). Остальное помогли собрать меценаты - все они тоже упомянуты в книге. Вот и смотрите, кто сколько дал. Государство здесь - явно не на первом месте, хотя и без его поддержки нам было бы, понятно, трудно.
- Однако обратите внимание: в этом и подобных случаях речь идет именно о меценатстве, а не о коммерциализации фольклора, - продолжает Владимир Михайлович. - Ведь народное искусство - это национальное достояние. Следовательно, поддерживать его - долг каждого из нас. И, конечно, долг государства, для которого это вообще одна из серьезнейших задач в сфере культуры. Нельзя сказать, что не делается ничего - принят российский Закон о культуре, правда, пока в основном оставшийся на уровне деклараций. Есть подобный закон и в Красноярском крае. Другое дело, что вкладывать столько средств, сколько необходимо, государство не в состоянии - в силу объективных и "субъективных" причин. Сегодня мы на государственном уровне фактически отказались от культурного обслуживания малых городов и сел. В какой-то степени этот культурный вакуум на уровне края пытаемся заполнить фестивалями - проводим, например, дни народного творчества в Большеулуйском районе, дни культуры и искусства в Боготольском районе. Но они никак не могут заменить систематическую гастрольную работу...
Казалось бы, на гастроли по глубинке, не дожидаясь столичных гостей, можно было бы отправить лучшие фольклорные коллективы региона. Но поскольку речь идет о Красноярском крае с его огромными расстояниями, идея не выдерживает никакой критики. С одной стороны, транспортные расходы - заоблачные, с другой - люди не смогут заплатить за концертный билет, потому что "живых" денег у сельчан практически нет. В результате артисты не только не поправят свое материальное положение - разорятся и обнищают.
По мнению специалистов, о реальном заработке для народных коллективов можно говорить только в двух случаях. Во-первых, если они работают для иностранцев: такой опыт в Красноярском крае, а также в соседних Хакасии и Туве есть. В районе так называемого Саянского кольца активно развивается международный туризм, перед иноземными гостями успешно выступают многочисленные фольклорные коллективы. Иностранцы испытывают к ним большой интерес и готовы платить приличные деньги. Во-вторых, шанс на успех есть у носителей фольклора осовремененного, стилизованного, как бы "аранжированного" под вкусы молодых людей - как это делали широко известные белорусские ансамбли "Песняры", "Сябры", "Верасы", да и некоторые у нас - та же Бабкина... Ярким примером подобного подхода к народному творчеству можно считать и знаменитый Красноярский академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко. Это не значит, впрочем, что такой путь в искусстве в наше время устлан одними розами. Восемь лет ансамбль вынужден был, как известно, жить в Китае и работать в тамошнем национальном парке "Окно в мир". На родине нашим танцорам в самые трудные постперестроечные годы просто не удалось бы выжить.
- Вернулись мы потому, что соскучились по нашей публике, - рассказывает директор ансамбля Александр Давидович. - В Москве, например, не были 10 лет, хотя раньше давали концерты каждый год - и во Дворце съездов, и в "России", и в зале Чайковского. В мае прошлого года впервые после долгого перерыва мы танцевали в столице - благодаря поддержке покойного губернатора Александра Лебедя. С новым губернатором Александром Хлопониным пока не общались - не торопим события, так как знаем, что ему сейчас приходится решать очень сложные экономические и социальные вопросы. Но без поддержки властей ансамблю не обойтись. Ведь поднимать цену за билет выше 100 рублей нельзя даже в столице края: наши зрители - это в основном люди с невысокими доходами. Если едем на гастроли по глубинке, цены, естественно, еще ниже. Чтобы как-то выкрутиться, пишем слезные письма руководителям железной дороги, авиаторам, речникам - и, спасибо им, нас везут либо бесплатно, либо со значительными скидками. Раньше в стране работала система планирования гастролей на 5 - 10 лет вперед, государство брало на себя и расходы на дорогу, и оплату аренды помещений. Сейчас ничего этого нет - и процветает только коммерческая попса. О необходимости наладить гастрольную жизнь в стране я говорил с Михаилом Швыдким. Может быть, надо помогать не всем подряд, но стоит позаботиться о ведущих коллективах страны, представляющих национальное достояние, а это далеко не только Большой и Мариинский театры, как видится многим из Москвы, но и ряд серьезных артистических ансамблей из провинции. Иначе потеряем их безвозвратно.
В конце нашей беседы Владимир Ковальчук пошутил: собственно, главная задача на современном этапе - чтобы государственные мужи "всего лишь" полюбили свой народ. Если это наконец произойдет - многие проблемы решатся сами собой. А уж творцы перед публикой, а ведь меценаты - часть ее, в долгу не останутся.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников