ИЗ-ЗА ЧЕГО СЫР-БОР

На днях пресс-служба Министерства природных ресурсов (МПР) сообщила, что начата проверка "фактов застройки территории уникального ансамбля-памятника" в городе Волгограде. Речь идет об известном всему миру мемориале на Мамаевом кургане. По словам заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, на землях, закрепленных де-юре за памятником, "строительные работы сопровождаются самовольным захватом земель и строительством коммерческих объектов". Что и говорить, факт скандальный, тем более в год 60-летия Великой Победы. Однако история оказалась весьма запутанной.

По версии Олега Митволя, на территории мемориала образовались свалки, часть деревьев спилена, проложены несанкционированные дороги, незаконно строятся бензоколонки. Здесь надо пояснить. Природно-исторический парк, полное название - "Памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане" - состоит из двух частей. Первая - 27 гектаров - собственно мемориал, а вторая, занимающая больше 330 гектаров, - мемориальный парк. Если у первой есть дирекция и штат сотрудников, то вторая, по сути, бесхозна. На мемориал, слава Богу, пока никто не покушался. А вот парк, по версии заместителя директора департамента государственной политики в области охраны окружающей среды Амирхана Амирханова, уменьшился более чем вдвое. Это произошло в 2002 году, когда было принято соответствующее решение Волгоградского горсовета. Никаких необходимых согласований, по словам Амирханова, при этом сделано не было. В частности, не проводилась обязательная в таких случаях экологическая экспертиза. Именно на "отрезанных" волевым решением 183 гектарах мемориального парка, как считает Амирханов, и надо искать коммерческие объекты.
Наш собкор в Волгограде разбирался в этой истории на месте. И он не обнаружил никаких бензоколонок и спиленных деревьев ни на территории мемориала, ни вокруг. Как и во времена Великой Отечественной, с Мамаева кургана очень хорошо просматриваются окрестности (поэтому за него и шли такие ожесточенные бои). Построить здесь бензоколонку так, чтобы она не бросалась в глаза, очень трудно. Мусор строительного происхождения на территории мемориала попадается. Правда, строят на кургане не "коммерческие объекты", а храм Всех Святых, который откроется к 60-летию Победы.
Заместитель директора мемориального комплекса Валентина Клюшина, работающая здесь уже 30 лет, в недоумении. По ее словам, у местных бизнесменов была идея построить бензоколонки в дальнем углу природно-исторического парка, но дирекция Мамаева кургана не дала на это согласие.
Существует, правда, так называемый блок обслуживания туристов. Но он закладывался в проект еще во время строительства мемориала. В 90-е годы, когда поток туристов к легендарному кургану сильно уменьшился, а денег, выделяемых государством, едва хватало на обслуживание мемориала, "побочные" постройки просто развалились. Даже туалета для туристов не было. Поэтому дирекция с радостью согласилась на предложение частников возродить блок обслуживания. Бизнесмены взялись за это дело по одной причине: в последнее время снова появился интерес к ансамблю-памятнику. По словам Валентины Клюшиной, все согласования в соответствующих инстанциях были сделаны.
А вот еще один парадокс, связанный с самим мемориалом. Оказывается, статус этого действительно уникального ансамбля до сих пор не определен.
- Мы сами не знаем, к кому относимся, - говорит Валентина Клюшина, - деньги на содержание мемориала приходится выпрашивать то у федеральных властей, то у городских. То есть, по сути, за памятник-ансамбль никто не отвечает.
Окончательную точку во всей этой истории ставить рано. Проверки продолжаются, и Олег Митволь обещает назвать имена виновных в застройке земель уникального памятника. Однако громкие заявления по поводу незаконного строительства делались им уже не раз, а заметных результатов пока не видно. Больше года назад МПР объявило войну владельцам "левых" коттеджей в Подмосковье. Но все они - в целости и сохранности. Даже добровольно-показательный снос фирмой-владельцем подсобки "за свой счет" в коттеджном поселке Серебряные Ключи оказался не более чем умело разыгранным спектаклем. Как сообщил вхожий в правительственные круги эколог, само МПР выкупило у фирмы подсобку и проспонсировало ее снос. Шумиха вокруг бани Пугачевой закончилась тем, что владелице "незаконной постройки" чиновники преподнесли роскошный букет.
В нынешней истории с Мамаевым курганом обращает внимание то, что дата ее обнародования "приурочена" к юбилею Победы. Поневоле возникает вопрос: так ли на самом деле важно организаторам всех этих шумных акций добиться восстановления законности или у них иные интересы?