ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ

Фраза "Не будет школы, не будет и деревни" - почти пословица. Но чтобы решить проблемы, с

Фраза "Не будет школы, не будет и деревни" - почти пословица. Но чтобы решить проблемы, с которыми сталкиваются сельские учебные заведения, знания народной мудрости мало. Вопрос номер один: где взять учеников? Некоторый рост рождаемости пока что наблюдается лишь в крупных городах, в большинстве же деревень заводить потомство некому. Старикам - поздно, среднее поколение спивается, а молодежь при первой возможности уезжает в город. Вопрос второй: где взять учителей? Из-за того, что молодым специалистам негде в буквальном смысле приклонить голову - жильем их никто не обеспечивает, сельская школа давно держится, главным образом, на педагогах со стажем. Кто будет учить детей, когда они уйдут на пенсию?
Сейчас в России около 500 так называемых малокомплектных сельских школ, в каждой учится менее 20 детей. Есть учебные заведения, где всего по три-четыре ученика. Их содержание обходится местным бюджетам в копеечку, а результаты минимальные. Практика показывает, что при поступлении в вузы шансы у городских и сельских ребят далеко не равны.
В регионах проблему малокомплектных сельских школ решают по-разному. Как рассказал "Труду" заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Андрей Артюхов, в Тюменской области неэффективные учебные заведения "законсервировали", то есть попросту закрыли на неопределенный срок. Вместо них в ряде районов были созданы образовательные центры, оснащенные компьютерной техникой, предметными кабинетами, солидными библиотечными фондами. Теперь ребята из маленьких деревень отправляются туда утром на школьных автобусах, а после уроков на них же возвращаются домой. Получаемое ими образование ничем не хуже, чем в городских школах. Неудивительно - педагогов для центров, по словам Андрея Артюхова, отбирали на конкурсной основе.
А вот в Нижегородской и Тамбовской областях местные власти не склонны закрывать малокомплектные деревенские школы. Сейчас в этих регионах, напротив, пытаются всячески усилить их значимость, превратить в социально-культурные центры, где будут одновременно располагаться учебное заведение, музыкальная школа, клуб, кинозал, почта, библиотека, музей местной истории... Благодаря такой "реструктуризации" село сможет заработать на сдаче прежних помещений в аренду или их продаже, сэкономить на ремонте, топливе. А главное, считает заместитель нижегородского министра образования и науки Николай Бабанов, к сельской школе вернется ее былой авторитет. Ведь руководить социально-культурным центром будет поручено школьному директору.