05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"БРОНЕТАНКОВЫЕ" ЛЮДИ

Писанов Владислав
Статья «"БРОНЕТАНКОВЫЕ" ЛЮДИ»
из номера 080 за 06 Мая 2005г.
Опубликовано 01:01 06 Мая 2005г.
В одной из американских газет однажды появилась фотография с подписью: "Дневная продукция Челябинского тракторного завода". На фото, сделанном с крыши строящегося заводоуправления (по причине "незавершенки" здание не охранялось), был ясно виден двор, битком забитый танками. Случилось это почти 60 лет назад. Сегодня грозные боевые машины "Танкограда" можно увидеть только на музейной выставке да на мемориальном постаменте.

Недавно Греф заявил, что приоритетными направлениями в развитии страны должны стать сырьевая промышленность, дорожное строительство и образование. Думается, что министр экономического развития России озвучил лишь попутные направления, ведущие к главной цели. А главной целью все-таки должно стать возрождение российского машиностроения. Ведь действительно, зачем образование, если его негде применить, если высокие технологии остаются по-прежнему только за границей? Зачем делать дороги, если нет дорожной техники, да и кому эти дороги будут нужны? Кому нужно сырье, если из него у нас теперь ничего не производится? А один экспорт столько ведь и не съест. В развитых странах доля машиностроения в промышленности как минимум 35 процентов. В России - менее 20, и процент этот у нас снижается.
Нет нужды доказывать, что машиностроение - это самый яркий показатель интеллектуального уровня общества, высочайший потенциал отраслей промышленности: от сырьевой до приборостроительной. Здесь сосредоточены десятки тысяч изобретений, ноу-хау, оригинальных технических решений. А внутри этой аккумулирующей, цементирующей отрасли находится ее вершина, ее апофеоз - военная техника, самолеты, танки.
Танки, которые, выиграв битву на Курской дуге, повернули ход Великой Отечественной войны на 180 градусов. Танки, которые и сегодня на всемирной выставке вооружений в Абу-Даби вызывают восхищенные взгляды и срывают аплодисменты. К сожалению, это только выставочные экземпляры.
Думается, не открою военной тайны, если скажу, что сегодня современных танков у Российской армии крайне недостаточно. Да, существует, к примеру, Чебаркульская танковая дивизия, прославленное соединение. Учатся воевать солдатики на стареньких, латаных-перелатаных бронемашинах. Брось такие сейчас в бой - печальное зрелище получится.
В 2003 году в строй Российской армии поставили только три ремонтные машины для восстановления танков. В 2004-м военно-промышленный комплекс страны выдал аж 14 штук новых танков. В оборонном заказе этого года - 17 машин. Сравните: в прежние времена выпускалось более полутора тысяч танков в год. Как говорится, почувствуйте разницу. И если еще осталась надежда на восстановление бронетанковой мощи России - она в людях, отдавших этому делу всю жизнь.
- Коллектив гордится 1000-сильным танковым двигателем, родившимся на нашем предприятии, - говорит генеральный директор "ЧТЗ - Уралтрак" Валерий Платонов. - Но если бы не настойчивость, не ободрение Николая Малых, может, это "сердце машины", не имеющее аналогов в мире, так и осталось бы в чертежах, в опытных образцах.
Малых Николай Александрович - генеральный директор нижнетагильского "Уралвагонзавода", название которого уже никого не вводит в заблуждение. Весь мир знает: здесь делают ракетно-пушечные танки Т-90. Мощные, современные, по-настоящему грозные.
Именно Николай Александрович, что называется, грудью пробил идею организации в Нижнем Тагиле Уральской выставки вооружений. Трижды съезжались под Екатеринбург военспецы разных стран. Приглядывались, принюхивались и... заключали контракты.
В 2000 году уральцы "пробили" крупнейший заказ танков Т-90 для Индии. Десятки оборонных предприятий страны получили долгожданную работу, реальные деньги, на которые живут и сейчас.
Но именно Малых сам ездил перед этим к коллегам-директорам, убеждая не сворачивать оборонную тематику, не сужать производство. Где "давил", где уговаривал, но добился слаженной работы предприятий-смежников, комплектующих танки. Сам в Индии согласовывал с заказчиком все тонкости, требования к производимой технике.
- Нисколько не преувеличу, если скажу, что только личный авторитет Николая Александровича еще поддерживает бронетанковое производство страны, - констатирует Платонов. - Мы подтягиваемся к нему, заражаемся его энтузиазмом, его патриотизмом. Это - настоящий командир производства, без которого "Уралвагонзавод" ждала бы участь омского "Трансмаша", где еще недавно выпускали танки. Годы простоя, отсутствия заказов дисквалифицировали предприятие. Только прямыми инвестициями тагильцев жив еще екатеринбургский "Завод N 9", выпускающий танковую пушку. На ладан ведь дышал. Представляете: танк без пушки?..
Выходит, "Уралвагонзавод" - последний бастион, который удерживают "бронетанковые" люди, составляющие команду Николая Малых. Само 35-тысячное предприятие организует работу еще 100 тысячам людей по всей стране. Сегодня они готовы выполнять сложнейшие заказы. Кстати, один такой заказ на крупную партию танков для Алжира уже маячит. И появилось немало охотников погреть на нем руки, считая, что "танкодоллары" так и потекут в руки любого, занявшего кресло нижнетагильского "генерала". А ведь танк собирается по крупицам. Шашкой махать можно только в кавалерии. Однако в Великую Отечественную Буденный наглядно доказал, что даже самый героический кавалерийский полк - ничто против пушек и пулеметов, надежно укрытых броней.
Думается, Герман Греф и его коллега - министр промышленности и энергетики уралец Виктор Христенко знают этот эпизод из истории Великой Отечественной войны. Наверняка знают они и опыт построения сегодняшней экономики в других странах. Допустим, в Японии фирмы, выпускающие продукцию, признанную государством приоритетной, имеют преференции в виде снижения ставки по кредитам, налоговые льготы. Примером тому может служить "Камацу", тракторный флагман Страны восходящего солнца. А, скажем, "Крайслер", по большому счету, ничего не решающий в экономике Америки, получил финансовую помощь конгресса США, под постоянным контролем президента. Английский премьер Тони Блэр лично вникает в проблемы "Ровера". Китай все ввозные пошлины на автомобили целенаправленно вкладывает именно в автомобилестроение. Ни одна страна не отказывается от своих машин, понимая, что без них не понадобятся ни дороги, ни сырье.
- Да, нам нужны правительственные льготы, инвестиции, что особенно актуально на пороге ВТО, - считает Валерий Платонов. - Но не только это. Нужно и простое внимание. Не преувеличу, если скажу, что, выполнив "индийский контракт" в пору тотального развала "оборонки", Нижний Тагил совершил подвиг. Подвиг, оставшийся незамеченным. Дело в оценке труда коллектива со стороны правительства. У нас на ЧТЗ люди гордятся шестью орденами, полученными еще от прежнего государства - СССР. В новое время получили еще один орден. От Вьетнама. А родное, российское правительство не замечает ни наших проблем, ни наших успехов. Даже в самое трудное, кризисное время челябинских тракторостроителей поддерживал лишь губернатор области Петр Сумин, лучше столичных чиновников понимающий значение ЧТЗ для страны. Чиновников же этих порой и танком не прошибешь.
Справедливости ради надо сказать, что сегодня правительство страны призадумалось об авиации. Поняв, что уже ни одно предприятие выпустить доброго самолета не в состоянии, решило объединять оставшиеся силы, создать некий авиаконцерн. Что из этого выйдет, сказать трудно. Ясно одно: вытягивать из болота гораздо сложнее, чем не дать туда скатиться. Бронетанковая отрасль уже на грани. Удерживается только на патриотическом энтузиазме конкретных людей, таких, как Малых, Платонов. Но им нужна такая же конкретная помощь. Только тогда будет "порядок в танковых частях".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников