ПАЛЕНАЯ ВОДКА В ПРАЗДНИЧНОМ НАБОРЕ

Всем нам, кто родом из СССР, хорошо знакомо это словосочетание. Батон копченой колбасы и кусок российского сыра, пачка чая со слонами, банка горбуши и коробка зефира в шоколаде. Весь этот дефицит, выданный на родном предприятии, был неизменным спутником красных дат календаря. Сегодня при изобилии товаров на прилавках традиционным набором нас потчует и родное ТВ.

В прошлом году в праздничные дни (8-10 мая), когда телевизионный эфир по традиции был заполнен "военными" картинами, Первый канал показал нам фильмы "Диверсант", "В бой идут одни старики", "Путь в "Сатурн" и "Конец "Сатурна", "Бой после Победы". Хороший набор. Канал "Россия" - "Неслужебное задание", "Экипаж машины боевой", "Горячий снег", а НТВ - "В августе 44-го" и все серии в один день "Семнадцати мгновений весны". Всем спасибо, все свободны. В этом году Первый покажет нам "Диверсанта", "В бой идут одни старики", оба "Сатурна" и "Бой после Победы". На второй кнопке мы увидим "Неслужебное задание", "Экипаж машины боевой", "Горячий снег". Что называется, найди отличие. Нетрудно догадаться, что НТВ на сей раз порадует целым днем "Мгновений" и "Августом 44-го". О чем это говорит? О художественных пристрастиях телевизионных начальников? Отнюдь. Эти похожие как близнецы-братья праздничные наборы "военных" фильмов - всего лишь гримаса другой войны - контрпрограммирования. Причем гримаса не самая неприятная.
Приоткроем маленькую завесу над ТВ-кухней. Мы уже не раз писали о том, как ведущие телеканалы страны сражаются за рейтинги, стремясь побить козыри конкурентов и выставляя в пику их ударным передачам и фильмам свои, еще более ударные. На практике это выглядит так. В строжайшей тайне программные службы телеканалов готовят эфирную сетку очередной недели, анализируя позиции противника (что и во сколько тот показывает) и пытаясь рассчитать его дальнейшие ходы. Окончательные варианты программ на следующую неделю по договоренности между ведущими каналами обнародуются на предыдущей неделе, по понедельникам, вечером. В определенный час в назначенном месте встречаются специальные представители Первого, "России" и НТВ, которые обмениваются дискетами с сеткой своих программ. После этого, опять-таки по взаимной договоренности, ни один из каналов не имеет права вносить в свою программу ни малейшей правки. Иногда доходит до абсурда. Однажды при наборе программы передач на компьютере на одном из каналов была допущена ошибка: время выхода в эфир новогоднего обращения президента было указано на несколько минут раньше. Ошибку случайно обнаружили уже после обмена дискетами. Руководство этого несчастного канала попыталось договориться с конкурентами: мол, ребята, поймите, это же бред, у нас выступление президента кончится за десять минут до боя курантов! И получило решительный отказ: раз договорились, то все, никаких исключений. Лишь долгие ночные переговоры первых лиц ведущих каналов позволили исправить ошибку.
Так вот, представьте себе ситуацию, когда, обменявшись дискетами, руководители каналов обнаружат, что в один и тот же праздничный день все они приняли незамысловатое решение показать все серии любимых народом "Семнадцати мгновений весны"! На этот случай и существуют особые джентльменские соглашения. Каналы делят популярные фильмы "по-братски", отсюда и вышеупомянутые праздничные наборы.
БАНАЛЬЩИНА ЗАЕЛА!
Но чем-то все-таки отличается нынешний праздничный эфир от прошлогоднего? Да практически полным отсутствием специальных художественных проектов (фильмов и сериалов). Оно и понятно: прошлый год был юбилейным. Под 60-летие Победы строились планы премьер, выделялись бюджетные деньги.
Одна из немногих "военных" премьер - сериал "Под ливнем пуль" на Первом канале. Его содержание столь же вычурно и нелепо, как и его название. Нагромождение высосанных из пальца сюжетных ходов, фанерная игра актеров, современные сленговые словечки, проскакивающие в репликах, свидетельствуют о спешке и неряшливости, в которых все это ваялось. Иногда действие сериала напоминает плохую пародию на военные фильмы. Вот раненый боец, желая поскорее отправиться из госпиталя на фронт, отплясывает перед военврачом: мол, не болит нога! Вот суровая старуха на пепелище говорит, что никуда не уйдет отсюда, потому что хочет умереть в родном доме. Где-то мы все это видели. Любопытен эпизод, когда в госпиталь привозят раненых бойцов. Грузовик, в кузове которого они лежат, остановился у входа. Но прежде чем начать выгружать из кузова людей, санитары внимательно выслушивают монолог часового... о любви. Раненые терпеливо ждут, не издав ни стона. Потом их все-таки выгружают. Они в живописных окровавленных бинтах. Их лица мрачны, но... выбриты до блеска, а волосы аккуратно причесаны. Грустно. Ощущение, что в привычный праздничный набор подложили бутылку паленой водки.
ЗА ЧТО СРАЖАЛАСЬ 9-Я РОТА?
Аккурат в День Победы Первый канал утром покажет нам фильм "Они сражались за Родину" Сергея Федоровича Бондарчука. А вечером - в прайм-тайм - "9 роту" его сына Федора Сергеевича. Поскольку возможность совпадения исключена, значит, соседство этих картин в программе подразумевает некий смысловой ход телевизионного руководства. Какой? А вот здесь возникают вопросы.
Я вовсе не сторонник того, чтобы в праздничные дни эфир всех без исключения телеканалов "соответствовал случаю". И если кому-то 9 Мая захочется посмотреть душещипательную мелодраму или попсовый концерт - что ж, пожалуйста, их право! Но в том-то и дело, что "9 рота" тоже "про войну". Только про другую - афганскую. И если название фильма Бондарчука-отца - "Они сражались за Родину" - говорит само за себя, то вопрос, за что сражались бойцы 9-й роты, остается открытым. Сам Бондарчук-сын и его актеры обычно уходят от прямого ответа на этот вопрос, отвечая в том духе, что, мол, герои были поставлены в такое положение, что вынуждены были сражаться друг за друга и за свое боевое братство. Все так. Но ведь День Победы, праздник воинов-освободителей, - это не 23 февраля, когда любой фильм о мужестве наших солдат был бы уместен...
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Дорогие читатели! Мы предлагаем вам ответить на вопрос: "За что сражались герои "9 роты"?" Возможно, мнение людей разных поколений расставит точки над i.