В воскресенье, около 18-30 по Москве в столичном аэропорту Шереметьево потерпел крушение пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 от «Аэрофлота». По официальным данным, погиб 41 пассажир. Самолёт следовал в Мурманск рейсом SU1492.
Экипаж почувствовал неладное практически сразу после взлёта и запросил у диспетчеров разрешение на посадку. Вскоре радиосвязь с землёй прервалась. К 18-32 самолёт совершил аварийную посадку. В этот момент воздушное судно отскочило от взлётно-посадочной полосы, стойка шасси надломилась и лайнер загорелся. Значительная часть пассажиров смогла эвакуироваться по аварийным трапам, но 41 пассажирам спастись не удалось, среди них 26 жителей Мурманской области. Официально известно пока о 33 выживших пассажирах, сообщил министр транспорта Евгений Дитрих. Четырём из из семи пострадавших потребовалась госпитализация. Два человека находятся в тяжёлом состоянии, ещё двое – в состоянии средней тяжести.
Тушили лайнер 20 минут. Сгорел почти весь корпус самолёта, кроме передней части фюзеляжа. Восстановить машину уже не получится.
Как рассказали в пресс-службе «Аэрофлота», возгорание в двигателях началось после приземления. Посадить машину удалось со второго раза, предположительно из-за плохих погодных условий. Эвакуацию провели за 55 секунд, это укладывается в 90-секундный норматив, сообщает перевозчик. В то же время некоторые пассажиры покидали борт с ручной кладью, что нарушает правила поведения при пожаре.
Причины аварии ещё предстоит выяснить
Следователи назвали несколько версий причин катастрофы. Основная – удар молнии. После этого в машине отказала автоматика, что осложнило посадку. «При посадке, по предварительным данным, самолет дважды ударился о взлетную полосу. Попадание молнии также подтвердил один из членов экипажа», - цитирует ТАСС источник в СК. Среди версий ведомство также рассматривает недостаточную квалификацию пилотов, «диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, а также неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия». По факту аварии уже возбудили уголовное дело по ст. 263, ч. 3 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
К утру 6 мая следователи обнаружили два «чёрных ящика» с информацией, которые помогут приоткрыть причины катастрофы. Также для экспертизы отобрали образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, в ближайшее время проведут генетическую и судебно-медицинскую экспертизу, отметила официальный представитель СК Светлана Петренко.
Командир экипажа сгоревшего лайнера Денис Евдокимов главной причиной аварии считает молнию. «Из-за молнии произошли потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим, режим прямого управления. Не могу сказать точно, почему произошел удар о землю. Скорости было достаточно, к полосе подходили согласно процедуре. Возгорание случилось после приземления. Баки были полные», - передаёт слова пилота телеграм-канал Baza.
По мнению авиаэксперта Валерия Постникова, SSJ-100 не может похвастаться особой надёжностью. «Частота отказов материальной части у него выше, чем у других моделей. Но, правда, эти отказы чаще всего незначительные», - цитирует эксперта «КП». В двигателе произошло короткое замыкание, нельзя исключить и попадание молнии, полагает Постников. Из-за этого могла повредиться лопасть двигателя, и началась цепная реакция, рассуждает эксперт.
«Жертв могло оказаться больше, потому что первые секунды сразу же отработали трапы, сразу же люди начали эвакуироваться. Персонал отработал. К сожалению, жертв в таких случаях не избежать», — рассказал ФАН председатель комиссии по пожарной безопасности «Деловой России»Максим Винтер.
По словам министра транспорта Евгения Дитриха, пока нет оснований для приостановки полётов SSJ-100. В схожем ключе высказывались и в "Росавиации".
У «джета» туманное будущее
Молнии попадают в самолёты относительно часто, как правило, всё заканчивается благополучно. Так, в апреле молния ударила в лайнер А-330, летевший из Нью-Йорка в Шереметьево. Инцидент произошёл на высоте три тысяч метров при посадке, никто из находившихся в самолёте не пострадал.
«Как может вся электроника отказать при попадании молнии? Молнии попадают в самолеты постоянно. В каждом самолете системы дублируются. Не знаю, что дублировано в SSJ, в Як-42 дублировалось все», — цитирует инженера Саратовского авиазавода Александра Бернадского издание «Бизнес-Вектор». История создания SSJ вызывает вопросы, отмечает эксперт. Летчики-испытатели называли лайнер «убийцей российского авиапрома» и даже направляли по этому поводу письмо президенту Владимиру Путину, рассказал Бернадский.
Если подтвердится, что причиной аварии стала всё же не молния, а неполадки – SSJ-100 придётся непросто на рынке. Тот же «Аэрофлот» нередко жаловался на дефицит запчатей и необходимость постоянного ремонта лайнеров, схожие претензии у мексиканского перевозчика Interjet и ирландской компании Cityjet. Последняя единственная в Евросоюзе эксплуатировала самолет, в феврале Cityjet отказались от семи лайнеров «Сухого». Мексиканская компания терпит непростые времена и также может отказаться от SSJ-100.
Спустя 8 лет эксплуатации «джет» втрое уступает Airbus 320 и Boeing 737-800. «Поставщики запчастей для SSJ100 – монополисты, запчастей не хватает, вторичного их рынка нет, поэтому при необходимости замены компонентов самолеты надолго останавливаются. Особенно мы страдаем от поломок двигателей SaM146», - говорил «Ведомостям» представитель одного из перевозчиков.
Вторая катастрофа со смертями
Первый раз SSJ-100 разбился в 2012 году о гору в Индонезии во время показательного полёта. Высокая облачность стала причиной аварии: экипаж не заметил гору Салак (остров Ява). Погибли все 45 человек. По итогам расследования, причинами произошедшего стала череда некритичных по отдельности обстоятельств. «Сухой» пообещал пересмотреть порядок демонстрационных полётов.
Второй инцидент с участием «джета» произошёл в прошлом году: из-за ошибок служб аэропорта в Якутске лайнер выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы.
Справка по следам трагедии
К утру 6 мая столичные власти организовали горячие линии для звонков родственников пострадавших и погибших в катастрофе. Как отмечает пресс-служба Комплекса городского хозяйства, в правительстве Москвы работают горячие линии: Департамента здравоохранения Москвы 8-499-251-83-00; Департамента торговли и услуг Москвы 8-499-610-00-00; МЧС России 8-800-775-17-17; Гостиница "Милан" (размещение родственников) 8-916-173-37-54.