Между нами, славянами

Несмотря на регулярные обострения в отношениях России и Польши, я убежден: поляки не русофобы. Нас слишком многое объединяет

Берусь утверждать: путешествия – хорошее лекарство от национальных предрассудков. В дальних уголках планеты, вдали от политизированных элит, отчетливо понимаешь, как глупо спорить о превосходстве одних жителей Земли над другими. Путешественник – всегда посол доброй воли, и я горжусь золотым крестом Pro Ecclesia et Pontifice, полученным из рук Папы Римского Бенедикта XVI за «приверженность работе на общее благо».

Несмотря на регулярные обострения в отношениях двух славянских стран, России и Польши, я убежден: поляки не русофобы. Нас слишком многое объединяет. Польская и русская культура вдохновляли и обогащали друг друга на протяжении веков. Невозможно представить мировую литературу без Мицкевича и Пушкина, а музыку – без Шопена и Чайковского. Даже во времена Российской империи, когда польские восстания жестоко подавляли и их участников отправляли за Урал, местные жители их встречали тепло, по-братски. В итоге тысячи поляков внесли огромный вклад в освоение Сибири.

Опросы общественного мнения показывают, что большинство жителей Италии, Франции, Польши и Великобритании сегодня хотят восстановления надлежащих отношений с Россией. Традиционно итальянские интеллектуалы и знаменитости очарованы Россией. А крупные страны ЕС осторожно возобновляют механизмы двустороннего сотрудничества с Москвой.

Аналитики предполагают, что каналы коммуникации должны быть запущены на уровне формирования мнения между обществами и культурной средой. И это крайне важно.

Шесть лет назад при поддержке Русского географического общества мы организовали экспедицию «По следам польских исследователей Сибири». Во время ее мы постоянно ощущали уважительное отношение к полякам со стороны русской интеллигенции.

Россияне выказывали сочувственное отношение к моей стране, что лично я объясняю прежде всего близостью наших национальных характеров.

Вот знаковые страницы из истории. В публикации РГО от 1895 года перечислено более 100 фамилий польских исследователей, в основном политических ссыльных, вписанных в историю освоения Сибири и Дальнего Востока. Знаменитая тройка первооткрывателей – Александр Чекановский, Ян Черский, Бенедикт Дыбовский – в чрезвычайно сложных условиях создали настоящий эпос в познании Байкала. Карта азиатской части России полна горных хребтов, вершин и перевалов, названных в честь польских исследователей.

Как люди образованные и инициативные поляки пользовались авторитетом в ученых и деловых кругах Сибири. Помимо ссыльных после восстаний и разделов Польши тысячи семей рабочих, врачей, юристов, инженеров и торговцев добровольно, в поисках лучшей доли или по зову души, отправлялись в Сибирь. Был период, когда поляки доминировали в экономической и светской жизни Иркутска. Хорошим тоном тогда считалось заказать костюм от польского портного, покупать товары из парфюмерии Высоцкого. Из 30 практиковавших там врачей большинство составляли поляки.

Семья Завадовских создала в регионе торговую империю. Одним из пионеров сибирской угольной промышленности стал Игнатий Собещанский. Среди первооткрывателей нефтяных месторождений имя Витольда Згленецкого. Альфонс Козелл-Поклевский, прославившийся благотворительной деятельностью, стал одним из самых богатых предпринимателей в Сибири в ХIХ веке...

Оценивая по достоинству исследования и открытия поляков, РГО в те времена оказывало помощь и финансировало экспедиции. А особо отличившиеся получали Большую золотую медаль, что способствовало сокращению срока ссылки и возвращению поляков на родину. Представьте: политических преступников награждали за их заслуги перед наукой!

...Во время нашей экспедиции я получил согласие губернатора Камчатки на установку в центре Петропавловска-Камчатского памятной доски в честь Бенедикта Дыбовского. Того самого, что добровольно приехал на Камчатку. Врач по специальности и призванию, он в то же время предпринял многочисленные экспедиции и антропологические, фаунистические и зоологические исследования. За милосердие и сострадание заслужил глубокое уважение местного населения. Благодарны ему были и жители Командорских островов, куда Дыбовский завез северных оленей, кроликов и коз, научил местных разводить сады.

Эта памятная доска установлена на улице Ленинская, 46 в Петропавловске-Камчатском. Фото автора

Для нас, людей доброй воли, было бы непростительной ошибкой забывать эти страницы истории и не искать путей к диалогу и примирению.