Гигантская птица Торук летает в Лужниках

Птица Торук под крышей Дворца спорта. Фото предоставлено пресс-службой Дю Солей

Цирк Дю Солей привез в Россию спектакль «Торук – Первый полет», поставленный по мотивам фильма Джеймса Кэмерона «Аватар»


В России сейчас гастролирует канадский Цирк дю Солей, который давно уже стал международным — и по масштабу, и по составу участников. Гастроли в Москве и Санкт-Петербурге продлятся до 12 мая. Корреспондент «Труда» побывал на представлении, а также за кулисами и пообщался с артистами.

Цирк Дю Солей (переводится как «Цирк Солнца») неоднократно был со своими представлениями в России, всегда грандиозными по размаху и красочности. На этот раз он впервые привез спектакль «Торук — Первый полет», поставленный по мотивам фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». В этом шоу Цирк Дю Солей буквально оживил Пандору: действо происходит не на плоском экране, а в громадном зале и со всех сторон от зрителя.

Самому молодому участнику шоу «Торук» — 23 года, самому возрастному — 68, он выполняет роль рассказчика. В этом спектакле задействованы 43 артиста, и они исполняют роли 115 персонажей. То есть, в течение шоу исполнители в среднем переодеваются по три раза. Кстати, разговоры насчет того, что очень много или даже большинство артистов канадской компании — россияне, это явное преувеличение.

По словам представителей шоу «Торук — Первый полет», во всех 20 разных постановках, которые сегодня можно увидеть в мире, наших соотечественников не более 10% от состава. Россиянин Павел Брюн, которого до сих пор некоторые журналисты упорно называют главным режиссером Дю Солей, давно с этим цирком не работает.

Вообще команды, работающие над созданием шоу Цирк дю Солей (режиссеры, хореографы, художники по костюмам, реквизиту, сценографическим решениями и другие творческие работники, как правило, не являются штатными сотрудниками Цирк Дю Солей и не путешествуют вместе с труппой по миру: они обычно создают свою часть шоу, и потом занимаются своими собственными проектами.

Кроме акробатов, певицы и перкуссиониста, в спектакле задействовано много кукловодов, которые «оживляют» диковинных зверей, птиц, гадов и даже гигантских растений. Кукловоды сами же и «вживую» озвучивают своих кукол.

Все артисты одеты в синие костюмы (цвет персонажей фильма «Аватар»), а кукловоды — в черные, чтобы быть менее заметными на фоне кукол, которые под их воздействием «оживают» на сцене. Самая большая кукла — это птица Торук, у которой размах крыльев достигает 12 метров, а вес 115 килограммов. И ею управляют аж 6 человек, причем, все снизу. Используется также система автоматики и двигателей.

«Торук» принципиально отличается от других постановок Цирка Дю Солей. Например, тем, что оно сильно зависит от проекций, которые заливают сценическое пространство, превышающее площадь пяти IMAX-экранов. Некоторые персонажи даже бегают по проходам в зрительских рядах, появляются из фойе и исчезают там же. На задний план сцены и на крупные элементы сценографии во время шоу направляются очень яркие и красивые мультимедийные проекции. Для этого задействованы 40 проекторов — это сложные 200-300 килограммовые приборы, подвешенные под потолком на технической сетке. При помощи световых картинок пейзажи планеты Пандоры, где происходит действо, меняются за секунду: пустыня — водной гладью, а джунгли — скалами со спускающимся по ним водопадом. Всего в различных местах сцены устроены 97 люков, из которых по ходу спектакля появляются персонажи либо различные декорации. Для того, чтобы перевозить всё это оборудование из города в город, требуется четыре самолета Боинг-747 или 40 большегрузных трейлеров.

В этом спектакле много новшеств. Например, используется много летающих змеев и красочных бумерангов — в предыдущих спектаклях Цирк Дю Солей этого не было, и некоторым артистам пришлось осваивать эти новые для себя дисциплины. Им в этом помогает экс-чемпион мира по кайтингу.

Гимнастка Илия Аймон продемонстрировала за кулисами — как она оживляет гигантский цветок. Фото Георгия Настенко

Перед началом спектакля «Торук — Первый полет» корреспондент «Труда» пообщался с двумя артистами, задействованном в этом шоу. Швейцарская гимнастка Илия Аймон имеет широкий репертуар: выполняет акробатические трюки на земле и в воздухе, а также «оживляет» цветы с пятиметровыми лепестками.

— Как вы попали в Цирк дю Солей?

— До того, как стать частью этого шоу, я занималась балетом, художественной гимнастикой и акробатикой. А здесь был кастинг, на который подали заявки более ста человек. По его итогам оставили троих, и меня в том числе. Шоу «Торук» — это вторая постановка Цирка Дю Солей, в которой я работаю. Компания проводит кастинги в разных странах мира. Если нужен артист на конкретную роль, скауты смотрят базу данных, подбирая наиболее подходящих кандидатов. Причем, часто требуются люди, владеющие сразу несколькими разными дисциплинами.

Города, где проходят наши гастроли, меняются каждую неделю. В первый день приходилось просто изучать особенности Дворца спорта в Лужниках, привыкать к месту расположения моей гримерки, репетировать. Перед каждым выступлением приходится час заниматься нанесением грима (во всех шоу Цирка Дю Солей артисты этим занимаются сами), час на разминку и растяжку, потому что по ходу спектакля приходится выполнять много акробатических трюков, а потом надеть свой костюм и прицепить к нему микрофон и все необходимые провода — всего около трех часов до начала спектакля.

— Не могу пройти и мимо такой специфической темы, как хвосты, которые есть у всех действующих персонажей «Торука».

— Они довольно легкие и крепятся надежно. Сделаны из армированного поролона. Тем не менее, мне хвост сначала сильно мешал выполнять разные трюки, я боялась при очередном прыжке или сальто зацепиться им за что-нибудь и грохнуться. Но через какое-то время я так к нему привыкла, что уже после спектакля без хвоста становится непривычно и некомфортно.

— Вся ваша жизнь — круглогодичные гастроли. По дому скучаете?

— Да, я очень люблю сестру и племянников, но я часто общаюсь с ними по телефону и скайпу. Так что в наше компьютерное время разлука с близкими переносится не так остро, как это было раньше. Россия для этого шоу — 22 страна, где я выступаю, а Москва — 96-й город.

— Журналисты вас удивляют своими вопросами?

— Да, случается. Например, если я даю интервью в паре с каким-нибудь артистом мужского пола, у нас часто спрашивают: являемся ли мы друг с другом семейной парой или любовниками. И другие вопросы, совсем не имеющие отношение к теме. В Москве, правда, пока ничего подобного не было.

Акробаты Илия Аймон, Дастин Уолстон и пресс-секретарь Дженнифер Малле открыли «Труду» некоторые секреты цирка Дю Солей. Фото Георгия Настенко

Как рассказал «Труду» американский акробат Дастин Уолстон, он в прошлом был чирлидером (устраивал красочные шоу в перерывах баскетбольных матчей), занимался на профессиональном уровне прыжками в воду и на батуте. И сейчас постоянно ежедневно тренируется — в перерывах между гастролями и во время их — даже в дни спектаклей. Кстати, Цирк Дю Солей гастролирует с собственным ... тренажерным залом (!), а это — весьма тяжелые и массивные агрегаты для функциональных и силовых нагрузок. Кроме общих репетиций на сцене, каждый исполнитель самостоятельно следит за собственным физическим состоянием, и потому, помимо непосредственного участия в спектаклях, также немало времени занимается за кулисами, в том числе и на этих тренажерах. И до спектакля, а иногда и после него.

Илия Аймон уже преобразилась в персонажа «Аватара». Фото Георгия Настенко

— С Москвой вы познакомились?

— Да, в первые два дня. По приезду обычно в понедельник и вторник у артистов дни выдаются не столь напряженные, и это время можно употребить на то, чтобы погулять по городу и завести здесь знакомых, которые помогут в более загруженные дни советами — куда в городе интересно было бы сбегать и посмотреть.

— В разных странах по-разному реагируют на ваши выступления?

— Да, отличаются. Где-то принято хлопать чуть не на протяжении всего спектакля, но мне особенно важна реакция публики по его завершению. Если финальные аплодисменты долгие и громкие, я доволен. А самая эмоциональная зрительница оказалась, как ни странно, в Канаде, где находится штаб-квартира Цирк Дю Солей. Она так азартно вошла в сюжет действия, что каким-то образом пробралась на сцену и оказалась в гуще артистов, которые играя одну сцену, кувыркались, прыгали и размахивали крупногабаритными предметами. К счастью, удалось избежать несчастья на арене.

Александр Лукашенко считает, что без США войну в Донбассе не остановить. Ваше мнение по этому поводу.