БЕСЛАН ГАНТАМИРОВ: СО МНОЙ СЕЙЧАС ДАЖЕ ТЕ, КТО СЧИТАЛСЯ МОИМ ВРАГОМ

Полномочный представитель правительства РФ в Чечне Николай Кошман уволил с поста своего заместителя известного командира чеченских ополченцев Беслана Гантамирова с формулировкой "за систематический невыход на работу, отсутствие дисциплины и невыполнение служебных обязанностей". О реакции самого Гантамирова - в эксклюзивном интервью, которое он дал корреспонденту "Труда".

- Беслан, как вы отнеслись к решению вашего бывшего начальника?
- Принятое им решение, по сути, - чепуха, а вот то, что может последовать за ним, - гораздо важнее. Начну с того, что увольнять меня с должности было бессмысленно. Даже по телевидению я дважды объявлял о своем твердом решении сложить с себя полномочия заместителя полпреда и уже несколько месяцев таковым себя не считаю.
Расхождения с Кошманом у меня давние и касаются они принципиальных вопросов. Не согласен я был с переносом столицы Чечни из Грозного в Гудермес. Не разделяю я линии на административный передел карты Чечни, когда начинают перекраивать границы районов, городов и поселков.
- Насколько я знаю, вас тревожит судьба тех ополченцев, которые под вашим руководством проявили мужество при освобождении Грозного от боевиков, а сейчас оказались вроде бы никому не нужными...
- Это так. О героизме моих ополченцев знает вся Россия, этого не скроешь. Но, похоже, получается, как всегда: "Мавр сделал свое дело, мавр должен уходить". Заслуги ребят в антитеррористической операции никак не оценили, их вроде бы назвали милиционерами, а в штат не зачислили и даже на денежное довольствие не взяли. Как им жить, на что содержать семьи? А ведь это люди, кровью доказавшие свою преданность России. Сейчас самые боеспособные части чеченских ополченцев, которые на завершающем этапе контртеррористической операции могли бы сыграть еще немалую роль, попросту распадаются. Из двух с половиной тысяч моих ополченцев Кошман оставил на милицейской службе лишь 300 человек, остальные - проверенные, боевые парни - оказались за бортом правоохранительных органов. Конечно, к боевикам они не переметнутся, не те это люди, но - разве в интересах государства терять таких бойцов? Боевики свои действия сейчас активизировали, зная, что мои отряды распались.
- Как вы прогнозируете ближайшее развитие событий в Чечне?
- Боюсь, что при такой политике, как сегодня, боевики продержатся еще долго. Их сопротивление может даже усилиться. Потому что сегодня вся Чечня видит, как федеральный центр поступает с теми, кто с оружием в руках давил бандитов и террористов, защищая территориальную целостность России. Это ведь понимают и боевики в горах. А без широкой поддержки и доверия народа федералам с ситуацией в Чечне никогда не справиться.
- Кстати, на днях один из лидеров сепаратистов Ваха Арсанов заявил о готовности руководства Ичкерии уйти в отставку, если Москва прекратит боевые действия. В это можно верить?
- Ни в коем случае. Это очередной блеф бандитов. Они всегда заявляют о своих якобы мирных инициативах, когда или им становится особенно туго, или внимание Запада к событиям в Чечне возрастает. На деле же и Масхадов, и тот же Арсанов о прекращении сопротивления федеральным силам не думают.
- Каковы ваши планы?
- Моя судьба - в руках президента России. Я в Москве пробуду до тех пор, пока Владимир Путин не примет определенного решения. Как он решит, так и будет. Лично же я по-прежнему намерен бороться за пост главы Чечни. Что бы ни случилось, я буду в Чечне, со своим народом. Люди меня поддерживают и верят в меня. Скажу больше: за меня сейчас даже те, кто раньше числился моими врагами.
P.S. Полномочный представитель правительства РФ в Чечне Николай Кошман о своем бывшем заместителе отзывается не менее категорично: "Все заявления Гантамирова уже надоели как в Чечне, так и в России в целом". Кошман подтвердил, что уволил недавнего подчиненного за систематическое отсутствие на рабочем месте. Отвечая на обвинения Гантамирова в том, что федеральные власти якобы бросили чеченских милиционеров, полпред заявил, что во всем виноват сам Гантамиров - "он занялся политикой, а не решением проблем своих ополченцев".
Люди знающие говорят о том, что история с освобождением от должности Беслана Гантамирова - еще одно свидетельство разгорающейся в республике борьбы за власть. И, естественно, за деньги, выделяемые Москвой на ее восстановление. Деньги, кстати, немалые - до 2,5 миллиарда рублей ежемесячно.
При этом в истории с Бесланом Гантамировым в самом деле немало странного. Похоже, что расстались с ним в администрации Чечни не слишком вежливо. Вовсе не так, как обходились с предводителем ополченцев, когда шли бои за Грозный. Помните, министр внутренних дел Владимир Рушайло совсем недавно лично дарил ему наградной пистолет? А начальник Генштаба Анатолий Квашнин вручил Гантамирову погоны подполковника. В Министерстве обороны теперь категорически отвергают даже предположение о том, будто Беслан служит в рядах Вооруженных сил. Но никакое другое ведомство генерал Квашнин вроде бы не олицетворяет.
В МВД тоже с порога отвергают - нет, не наш. Где же тогда служит теперь подполковник Беслан Гантамиров? Кроме Федеральной службы безопасности, кажется, вариантов больше не осталось.
Все же Восток - дело тонкое.
Сергей ИЩЕНКО.