10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИНТЕРНЕТ: ДОРОГА, КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ

Митин Роман
Опубликовано 01:01 06 Июня 2000г.
Неделю назад мы опубликовали материал о возможностях, которые предоставляет Интернет. Это особенно актуально для жителей сибирских и северных городов. Там накоплен колоссальный интеллектуальный потенциал, но, к сожалению, ныне он остается невостребованным. Интернет как раз и призван соединить такие "медвежьи углы" не только с центральными областями России, но и со всеми другими странами мира. Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему.

Проблема не в том, что мир меняется. Просто он меняется чрезвычайно быстро. Уже с середины XX века период эпохальных, коренным образом изменяющих жизнь человечества событий и открытий укладывается в сроки жизни одного поколения. XXI век всерьез намерен сократить этот срок до десятилетия. Новации становятся основным содержанием человеческой жизни, и знаменитое китайское проклятие "Чтобы тебе жить во времена перемен" теряет свой апокалипсический смысл - если человечество не совершит глупость и не доведет себя до самоуничтожения, все грядущие поколения станут жить именно так. При этом стремительно меняющийся мир будет предложен им не как наказание за грехи предков, а как естественная среда обитания.
Складывающаяся ситуация - одновременно и приговор, и шанс. Приговор тем, кто не попытается войти в клуб лидеров новой эпохи, где умение быстро найти и применить информацию для решения задачи, создать на ее базе новый продукт будет куда важнее умения механически усвоить определенный объем знаний. Шанс для того, кто готов принять вызов.
Гонку со временем выиграет то общество, которое сумеет научить своих граждан органично существовать в новой информационной среде. Старые экономики, опирающиеся на количественные показатели, бесперспективны. Внимательный их исследователь уже сегодня находит немало доказательств в подтверждение данного тезиса.
Обратимся к России. Кладовые ее полезных ископаемых были и остаются весьма внушительными. Разведанные их запасы оцениваются примерно в 30 триллионов долларов, проще говоря, на каждого из нас приходится более 200 тысяч долларов этой части национального богатства. Потенциал прогноза зашкаливает за 140 триллионов. Невзирая на это, в 1999 году наша страна заняла 47-е место в международном рейтинге конкурентоспособности, опустившись ниже Индонезии и Венесуэлы. Уровень экономического развития России примерно соответствует тому, который лидер рейтинга - США - имел в 1900 году. Разрыв, таким образом, составляет 100 лет.
В то же время появление глобальной информационной сети - Интернет - дает возможность развивающимся экономикам совершить гигантский прыжок над пропастью, отделяющей их от мировых лидеров. Но... "спасения заслуживает только тот, кто сознает опасность". Если в Германии государственные расходы на развитие информационных технологий на каждого гражданина страны составляют более 600 долларов в год, то в России - около 20. Между тем ведущие страны рейтинга "Мирового ежегодника сравнительной конкурентоспособности" очевидным образом лидируют и в списке стран с высоким уровнем парка персональных компьютеров и числом пользователей Интернета. Тенденция говорит сама за себя. А исследования Организации европейского экономического сотрудничества и развития лишь подтверждают ее, говоря, что в XXI веке 80 процентов всего технологического прогресса будет связано именно с развитием информационных технологий. Системы компьютерных телекоммуникаций все больше превращают современную экономику в ее сетевую разновидность. Наступает эпоха компьютерно интегрированных производств.
В этих условиях, если Россия хочет сохранить себя как государство, необходимо придать программе информатизации общества статус антикризисной, а идея сделать доступным персональный компьютер и Интернет для каждой российской семьи вполне достойна того, чтобы занять на ближайшее десятилетие место национальной.
Отсутствие достаточных средств у правительства России может быть восполнено за счет частной инициативы лидеров отечественного бизнеса. Федерация Интернет-образования, созданная при поддержке правительства России и компании ЮКОС, главной своей задачей считает необходимость воспитать поколение, способное пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет "всемирная паутина". Проект так и назван - "Поколение.ru". Вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко возглавила наблюдательный совет Федерации.
Ценность образования в обозримом будущем возрастет многократно. Чем полнее и шире оно будет, тем легче его обладатель сумеет приспособиться к меняющимся условиям жизни. Более образованный ум более гибок и более открыт. Он всегда найдет себе достойное занятие.
"Поколение.ru" обещает стать, пожалуй, самым перспективным проектом, своего рода "бархатной революцией" в образовательной сфере. Но для этого прежде всего нужно научить учителя. Опасения известной части российских педагогов, что информационный взрыв выбросит их на обочину жизни, беспочвенны. Напротив, лидер рынка компьютерных технологий Билл Гейтс считает: "Когда очередное новшество повышает уровень жизни общества, обязательно возрастает спрос на учителей. Педагоги, способные принести в школьные классы творческий дух и энергию, всегда будут преуспевать".
Руководители Федерации убеждены в том, что издержки отечественного Рунета - обилие развлекательных и легкомысленных сайтов, - есть не что иное, как болезнь роста, преодолеваемая по мере взросления. Ценность Интернета неизмеримо выше, чем сиюминутные слабости "сети".
Интернет - надежный партнер, хороший помощник и верный союзник, потому что он открывает безграничные возможности в поисках информации, необходимой для решения той или иной задачи. Он предоставляет самый широкий простор для реализации творческого потенциала каждой личности, ибо есть полная возможность пробовать и проверять себя в разных областях знания, создавать на их базе собственные программы. Интернет поможет безболезненно решать насущную проблему реорганизации системы образования, превратить ее тем самым из процесса раздачи правильных ответов "на все случаи жизни" в процесс обучения методом, позволяющим самостоятельно найти правильный ответ. Учебный материал становится не целью образования, а базой для моделирования того знания, которое окажется востребованным завтра.
Наконец, Интернет дает возможность начать глобальное решение проблемы выравнивания социальных условий образования и развития личности, ибо предоставляет возможность ученику из сельской глубинки пользоваться лучшими методическими разработками и лучшими библиотеками мира, используя принцип дистанционного образования обучаться в самых элитных учебных заведениях. Затраты на приобретение компьютера носят разовый характер, подключение же к сети Интернет уже сегодня обходится значительно дешевле репетиторов, учебных пособий и других расходов, которые стали неизбежной составляющей понятия "элитарное образование".
Интернет образует новую информационную общность, новый тип сетевых педагогов, которые смогут обсуждать и передавать друг другу новейшие разработки в режиме реального времени, что повлечет за собой скачкообразное улучшение качества образования.
Интернет облегчит задачу индивидуализации образования, что нынешняя система обучения почти не позволяет делать из-за высокой загруженности учителя.
Интернет позволит учащимся постоянно проверять свои знания в спокойной обстановке, что повысит уровень самоконтроля и позволит прийти на экзамен, не переживая столь характерных для учащихся припадков неуверенности в себе.
Интернет, наконец, поможет поколению нынешних подростков найти свое мировоззрение, свои способы взаимодействия с человечеством.
Вы спросите: "А что, если ребенок перестанет замечать разницу между виртуальным и реальным миром?" Сошлемся на мнение Сеймура Пайперта, одного из известных популяризаторов идеи компьютеризации: "Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание того, когда следует это делать". Привить детям это знание - задача популяризаторов Интернет.
Еще один закономерный вопрос: "А что, если соблазны и развлечения сети привлекут ребенка куда больше, чем ее обучающие возможности?" Ответим словами епископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии и семинарии: "Книга может развращать, а может назидать. Но сейчас, наверное, никому в голову не придет отменять книги".
Возможно, найдутся те, кого не убедят эти доводы. Новая технология угрожает сломать привычный порядок вещей. Разумеется, каждый волен выбирать - "за" он или "против". Свободы личного выбора грядущие перемены не отменяют. Но они могут сделать кое-что похуже: отменить, вычеркнуть из активной социальной жизни, записать в хронические неудачники тех, кто не хочет их замечать. Попросту они вас тоже не заметят.
Разумным представляется жизненный принцип Билла Гейтса: "Раз прогресс неумолим, надо извлекать из него все лучшее".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников