11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАК ОБОРВАЛСЯ НОЧНОЙ ПОЛЕТ

Прокофьев Вячеслав
Опубликовано 01:01 06 Июня 2000г.
В конце июня исполняется 100 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери. К этой дате приурочена целая череда торжеств как во Франции, так и в других странах. Намечены многочисленные мемориальные выставки, чтения, открытие памятников. Лионский аэропорт будет к этой дате переименован в честь писателя, а в ночь на 29 июня сто летчиков на 50 самолетах отправятся в "Ночной полет" с Корсики в Лион, неподалеку от которого родился Сент-Экзюпери, по следам последнего боевого задания "Сент-Экса", с которого ему не суждено было вернуться...

Вот уже 56 лет историки, пилоты, поклонники таланта автора "Маленького принца" бьются над тайной гибели писателя. И, кажется, только сейчас разгадка начинает приобретать реальные контуры благодаря страстному любителю подводного плавания из Марселя Люку Ванрелю.
Напомним читателям, что американский самолет-разведчик "Лайтнинг Р-38" с бортовым номером 223 поднялся в воздух с небольшого взлетного поля на Корсике утром 31 июля 1944 года. Задание Сент-Экзюпери (а это был его 10-й боевой вылет) было обычным, но, как и все на войне, опасным: произвести аэрофотосъемку района Гренобля, через который проходили важные транспортные коммуникации немецких войск. В ту пору писателю уже исполнилось 44 года, возраст для военного летчика, откровенно говоря, немалый, тем более для пилота суперсовременного по тем временам "Лайтнинга" ("Молнии"), на котором надо было держаться высоты 10 тысяч метров. Но для "Сент-Экса" жизни без неба не существовало, и, использовав все свое влияние, связи, популярность, ему удалось "пробиться" в американские войска не в качестве прикованного к земле штабиста, а боевого летчика. Он должен был вернуться на базу в 12.15, но товарищи по оружию его так и не дождались...
С тех пор появилось немало версий гибели Сент-Экзюпери. По одной из них, которую выдвинул капитан Гавуаль, готовивший "Сент-Экса" к полету, писатель мог потерять сознание на большой высоте - у него и раньше были проблемы с кислородным аппаратом. По другой версии "Лайтнинг" был сбит немецкими зенитками. По третьей версии самолет-разведчик прижали к водной поверхности вражеские истребители и он разбился. Бывший пилот Люфтваффе Роберт Хейшель спустя много лет после этих событий рассказал поклонникам "Сент-Экса" о том, что в тот злосчастный день во время облета района между Марселем и Ментоном он случайно обнаружил "Лайтнинг Р-38" и сбил его.
Позже одна за одной предпринимались экспедиции с тем, чтобы обнаружить в морской пучине останки самолета. Пожалуй, самыми основательными были поиски, организованные в 1993 году владельцем компании по производству шампанских вин "Редерер" Жан-Клодом Рузо. Он привлек к экспедиции одного из непререкаемых авторитетов в этой области руководителя фирмы "Ифмер" Жана Ру, который в свое время обнаружил останки "Титаника". В дело вложили миллионы франков. Мощным гидролокатором прочесали дно залива Ангелов и Средиземноморье неподалеку от курортного городка Сен-Рафаэль - тогда, по показаниям очевидцев, считалось, что, вероятнее всего, именно там произошла трагедия. Но поиски закончились безрезультатно. После взялись за Жьенский залив. Труды вроде бы были вознаграждены - на экранах локаторов появилась легкая тень, отдаленно напоминавшая самолет. Спустившиеся на дно водолазы обнаружили несколько сильно тронутых ржавчиной деталей, явно имевших отношение к американскому военному самолету, а также затвердевшую глыбу из ила с песком, на которой запечатлелись контуры правого крыла. Однако "привязать" находки к "Лайтнингу" так и не удалось.
Казалось, что возможности были исчерпаны. Но вот в сентябре 1998 года марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко вытянул сеть, а в ней вместе с рыбой... браслет с выгравированными на нем именами писателя и его супруги Консуэло. Вокруг подлинности находки развернулась большая перепалка. Рыбака стали обвинять чуть ли не в мистификации и так его "достали", что он в сердцах бросил: "Лучше бы мне отправить браслет туда, откуда я его выловил". В конце концов находка оказалась в руках родственников писателя, а те отправили ее на экспертизу. О результатах до сих пор ничего не известно, а на все домогательства журналистов родственники отвечают односложно: "Узнаете, когда мы сочтем это нужным". Вот и весь сказ. Но все-таки выяснилось, что такой браслет действительно существовал. Он был подарен Консуэло американским издателем книг Сент-Экзюпери. Вполне возможно, что впоследствии он оказался у писателя. В любом случае существует фотография, где "Сент-Экс" изображен за штурвалом "Лайтнинга", а на его запястье явно виден предмет, напоминающий цепочку браслета.
Именно находка рыбака подвигла Люка Варнеля на поиски в тех местах, где сети принесли браслет, то есть в акватории неподалеку от Марселя, где раньше, кстати, никаких поисковых работ не проводилось. Что же обнаружил аквалангист и заодно вполне процветающий владелец магазина принадлежностей для подводного плавания? Помимо фрагмента поросшего илом фюзеляжа - прямоугольный кронштейн шасси самолета. Деталь необычную, которую можно обнаружить, по заявлению эксперта в области военной авиации Филиппа Кастеллано, исключительно на "Лайтнинге Р-38" типа "J" модификации "F5B", на котором летал "Сент-Экс". Только самолеты этого типа были оборудованы такими кронштейнами, специально предназначенными для аэрофотосъемки. Кроме того, Люку Ванрелю удалось заснять на пленку часть двигателя особой формы, также свойственной лишь "Лайтнингу".
Это не единственная находка Ванреля, который вместе со своей женой еженедельно по нескольку раз обследует морское дно на рейде Марселя. Неподалеку от американского самолета-разведчика он обнаружил останки немецкого "мессершмитта" без вооружения. Аквалангист предполагает, что писатель мог погибнуть в результате столкновения этих двух самолетов. Точные координаты своей находки он сообщил лишь властям. Так что теперь за дело должны взяться специалисты из департамента подводных исследований министерства морского флота, которые могут официально установить подлинность останков. Судя по всему, это произойдет не скоро - организация экспедиции потребует немало времени и средств.
А как к этой истории относятся родственники Сент-Экзюпери? Они, как и раньше, считают, что не стоит тревожить последнее пристанище писателя. Его бессмертие - не в морских глубинах, а в небесах и в душах очарованных читателей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников