06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИКОНЫ КРЕМЛЕВСКИХ БАШЕН

Королев Александр
Опубликовано 01:01 06 Июня 2000г.
Восемьдесят с лишним лет над воротами главных башен Московского Кремля пустуют громадные киоты - специальные ниши для икон. В давние времена в них находились иконы, писанные на досках. В начале XX века вместо этих образов в киотах появились фрески, но их постигла драматическая судьба: священные изображения тяжело, поистине смертельно были изранены снарядами и пулями в период большевистского вооруженного восстания в Москве в октябре 1917 года. 7 мая Святейший Патриарх Алексий II передал новоизбранному президенту России Владимиру Путину две большие мозаичные иконы - с надеждой, что они будут размещены на Спасской и Никольской башнях Кремля. История новых икон достаточно необычна...

Верующие люди знают: прежде чем возникает необходимость в совершении значительного дела, должен "воздвигнуться", говоря по-старинному, предназначенный для этого дела человек.
Иерей Михаил Малеев - правнук священника, расстрелянного в период сталинских репрессий против Церкви. Высшее художественное образование о. Михаил получил в знаменитой "Строгановке", будучи тогда человеком светским. До поступления в Духовную семинарию работал в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры, где осваивал фундаментальные основы иконописного творчества, благо в монастырской библиотеке имелись чудом сохранившиеся редкие книги, а рядом трудились талантливые мастера.
Шесть лет назад священник Михаил Малеев был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве и вместе с прихожанами стал поднимать его из руин. Создал при храме небольшую иконографическую мастерскую. Довольно редкий случай: священник - иконописец и скульптор, член Союза художников России. Понятно появление среди его прихожан людей искусства - живописцев, архитекторов, преподавателей и студентов Строгановского института.
Уже получив Патриаршее благословение на свои труды, прихожане узнали, что, оказывается, история их храма теснейшим образом связана с историей Кремля.
В XVII веке ближайшим соратником царя Алексея Михайловича был боярин Богдан Матвеевич Хитрово, возглавлявший Оружейное ведомство. Приобретя здешние земли, он возвел Покровский храм, к строительству привлек лучших мастеров. Достаточно сказать, что иконостас для храма писал знаменитый Симон Ушаков - сейчас созданный им "праздничный ряд" хранится в Третьяковской галерее. С возрождением Покровской церкви в ней постепенно стала устанавливаться та духовная среда, в которой молились и трудились кремлевские мастера в XVII веке.
Идея возвращения икон на Спасскую и другие башни, по словам о. Михаила, уже давно витала в воздухе. Для православных людей Кремль является алтарем, кремлевские соборы - престолами. Если развивать этот образ, то Спасские ворота соименной башни следует воспринимать как Царские врата алтаря. А какие же Царские врата без иконы Спасителя?
- Немалого труда стоило раздобыть хоть какие-то архивные материалы о прежних фресках на кремлевских башнях, - рассказывал мне священник. - В конце концов нашлись фотографии Спасских и Никольских ворот с "расстрелянными иконами". Изображения изуродованы снарядами и пулями. Но мы, зная иконографию, восстановили их, выстроили в той пластической концепции, которую требует иконографический канон. Новые иконы решено было создавать в технике смальты или мозаики, известной с византийских времен. Ее использовали строители таких наших святынь, как София Киевская, София Новгородская, Десятинная церковь, на которых изучается история искусств.
В Покровском храме мне поведали, что на протяжении года, пока создавались мозаики, здесь происходили необыкновенные события. Так, долго не удавалось найти смальту необходимого голубого оттенка. Вдруг приходит в храм москвич-археолог, работавший на восстановлении известной всем верующим "канавки Божией Матери" в Серафимо-Дивеевском монастыре, и приносит груду голубой смальты - того самого, нужного оттенка. Рассказал, что вдоль "канавки" люди и раньше находили отдельные голубые "камешки", даже назвали их особенно - "слезки Божией Матери", а недавно, при восстановительных работах, обнаружилась целая их россыпь...
Мозаичные иконы создавались настоятелем и прихожанами Покровской церкви в добром творческом сотрудничестве с генеральным директором музеев Московского Кремля Ириной Александровной Родимцевой и искусствоведами этих музеев. Невозможно переоценить кураторскую роль академика, профессора, доктора искусствоведения Веры Григорьевны Брюсовой, без книг которой не обходится ни один изучающий древнерусское искусство.
Хотя все, кто участвовал в создании мозаик, трудились безвозмездно, средств потребовалось немало (смальта - один из дорогостоящих материалов). Организационным и материальным обеспечением проекта занималась матушка о. Михаила - Лидия Владимировна Малеева, возглавляющая Духовно-просветительский гуманитарный центр, учредителем которого является Святейший Патриарх. К примеру, по заказу центра на одном из московских заводов ВПК для икон по сложнейшей технологии были изготовлены уникальные выносные каркасы - они не позволят нанести никакого ущерба кремлевским башням.
Слово о.Михаилу Малееву:
- Как человек русский, как священник я вижу определенно духовный смысл в том, что иконы были переданы Святейшим Патриархом главе государства именно в день инаугурации в Благовещенском соборе Кремля. Это рождает надежду, что период служения нового президента будет плодотворным, мирным, добрым.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников