04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЦЕЛЬ - НЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ ХОЛДИНГ, А ЭФФЕКТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Планы реструктуризации РАО "ЕЭС России" следует рассматривать как следующий этап развития

Планы реструктуризации РАО "ЕЭС России" следует рассматривать как следующий этап развития радикальных реформ в электроэнергетике. Оценка первым пяти годам функционирования электроэнергетики в реформированном виде была дана в Указе президента N 426 от 20.04.97 г. В нем отмечается целый ряд негативных моментов, приведших к снижению экономической эффективности отрасли. В качестве основной причины был назван конфликт интересов в рамках отраслевого холдинга РАО "ЕЭС России", монополизировавшего практически все организационные, производственные, финансовые, коммерческие функции оптового рынка электроэнергии и ставшего преградой для открытой конкуренции.
ОАО "Иркутскэнерго" как независимая от РАО "ЕЭС" энергосистема, обладающая избыточным энергетическим потенциалом, объективно заинтересована в создании действительно конкурентного оптового рынка электроэнергии. Однако в случае реализации планов РАО именно организация эффективного оптового рынка электроэнергии на принципах прозрачности, недискриминационного доступа и реальной конкуренции представляется, мягко говоря, затруднительной. Характерно, что в "Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России" даже не упоминается необходимость организации независимого оператора оптового рынка. В случае ее реализации в сегодняшнем виде все ныне не зависимые от РАО "ЕЭС России" поставщики энергии на оптовый рынок - избыточные АО-энерго, АЭС концерна "Росэнергоатом" - будут по-прежнему оставаться в дискриминационном положении, работая по правилам и под управлением крупнейшего игрока рынка - РАО "ЕЭС России". Ни о какой конкуренции производителей электроэнергии за платежеспособного потребителя в таких условиях не может быть и речи.
Планируемое выделение "неэффективных" ТЭЦ в отдельные генерирующие компании повлечет за собой серьезное ухудшение их финансового состояния. Дело в том, что основные затраты ТЭЦ направлены на обеспечение теплоснабжения населения, а эта продукция не обеспечивается сегодня адекватным платежеспособным спросом. Возможности компенсации убытков по теплоснабжению населения за счет увеличения тарифов на теплоэнергию для промышленных потребителей практически исчерпаны. Финансовые возможности территориальных бюджетов также недостаточны. Сегодня их не хватает даже для финансирования тех теплоисточников, которые находятся на балансе местных органов самоуправления.
Очевидно, что главной задачей "неэффективных" ТЭЦ в этих условиях станет теплоснабжение населения в ущерб генерации электроэнергии. Но на долю неэффективных ТЭЦ сегодня приходится значительная доля в общем балансе вырабатываемой электроэнергии. Поэтому при сокращении электрогенерации на ТЭЦ можно неожиданно получить дефицит энергии и мощности в тех энергозонах, где его раньше не было.
Создание электросетевых региональных энергокомпаний с исключением из зоны их действия крупных платежеспособных потребителей ориентировано на поставки электроэнергии населению и депрессивным секторам экономики, располагающим целым рядом льгот. Сегодня компенсация убытков осуществляется за счет внутреннего перекрестного субсидирования от эффективной части АО-энерго и позволяет поддерживать в действующем состоянии низковольтную сеть ЛЭП - наиболее разветвленную и требующую высоких эксплуатационных издержек. Выделение низковольтного сетевого хозяйства в региональные сетевые энергокомпании в сегодняшних условиях может привести лишь к его дальнейшей деградации.
В результате реализации планов реструктуризации РАО "ЕЭС России" вполне вероятно банкротство локальных сетевых и созданных на базе "неэффективных" ТЭЦ компаний. Таким образом, предлагаемая программа реструктуризации может лишь затруднить привлечение инвестиций в тот сектор энергетики, который более всего в них нуждается.
В целом в документах РАО четко прослеживается разделение энергетики на эффективные и неэффективные сферы бизнеса. При этом эффективная часть закрепляется за РАО, а ответственность за функционирование неэффективной (теплоснабжение, электроснабжение населения, мелких и средних потребителей) переносится на плечи региональных властей. "Концепция", вполне отражая только корпоративные интересы РАО, оставляет без внимания проблему повышения эффективности энергетического комплекса России в целом.
Безусловно, в таком сложнейшем вопросе, как реформирование энергетики, нет исчерпывающих ответов на все возникшие вопросы. Концепция реструктуризации РАО нуждается в тщательной доработке как на уровне федеральных органов управления, так и путем согласования с каждой территорией применительно к конкретному АО-энерго. Поспешность реализации планов реструктуризации может дискредитировать саму реформу вместе с позитивными идеями, заложенными в ней.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников