МУЖИКИ, ВОДКА КОНЧАЕТСЯ!

Такого в России еще не бывало: в один день остановилось подавляющее большинство предприятий, изготавливавших винно-водочные изделия, - всего около 700.

Среди них лидер отечественного производства столичный "Кристалл", производивший 3123 миллиона гекалитров в год. На грани банкротства многие компании, торгующие алкогольными напитками оптом. В магазинах начали расти цены на спиртное.
Дело в том, что с 1 июня правительство ввело новый способ уплаты акциза на спиртосодержащие продукты. Согласно ему завод платит 50 процентов акциза и наклеивает федеральную акцизную марку, а остальные 50 процентов платит компания-оптовик в том регионе, где алкоголь поступит в розничную продажу. До этого всю налоговую сумму оплачивали только компании-производители. Оптовик теперь должен иметь специальный акцизный склад, через который и будет проходить вся веселящая народ продукция. Последнее, впрочем, необходимо делать и предприятиям-производителям, намеренным напрямую торговать крепкими напитками. По словам председателя Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, отечественные предприятия оказались к этому абсолютно не готовы.
- Практически ни в одном регионе не организована работа акцизных складов, в большинстве до сих пор нет новых региональных спецмарок, - сказал он корреспонденту "Труда". - Соответственно никто не может предлагать свою новую продукцию на рынок. А запасов старой, лицензированной ранее , очень мало. По некоторым оценкам, ее хватит лишь на текущую неделю.
- О введении с 1 июня нового механизма уплаты акцизов было известно еще в январе. Что помешало предприятиям к этому подготовиться?
- Они здесь, скорее, жертвы. Нет никаких разъяснений, какое оборудование для нанесения штрих-кода необходимо закупать. Кроме того, в соответствии с решением правительства все регионы России обязаны были провести конкурсы по выбору изготовителя региональной акцизной марки. Но вовремя это сделано не было. Даже в Москве типография "Гознака" стала "победителем соревнования" лишь 29 мая, и, естественно, к 1 июня марки напечатать не успели.
- Почему так затянули с проведением конкурсов?
- Первоначально предполагалось, что 50 процентов акцизных сборов с производителей пойдет в государственный бюджет, а другие 50 процентов с оптовиков, - напрямую в региональный. Идея хорошая. Она обеспечивает всем участникам рынка равные права, способствуя здоровой конкуренции. 72 региона уже полностью контролировали оборот и качество алкогольной продукции, выпускали свои марки. Но в Бюджетном комитете Госдумы решили, что действие последних отменяется, вводятся новые региональные спецмарки, а вся сумма акцизов направляется в госбюджет. Это и повлекло все трудности и противостояние Центра и субъектов РФ.
- Ситуация как-то разрешается?
- Регионы в принципе не против предложенной правительством схемы. Тем более что 50 процентов акцизных сборов будут все же в конце концов направляться в региональные бюджеты. Беда в том, что на разрешение проблемы требуется время. А каждый день простоя отрасли приносит государству убытки в 135,6 миллиона рублей. Потери ликеро-водочных заводов никто не подсчитывал, но и они огромны. Выигрывают от сложившейся ситуации только импортеры. Те получают все необходимые марки уже на таможне.
Если проблемы не будут кардинально решены в самое ближайшее время, то оптовики могут отказаться торговать отечественными алкогольными напитками и перейти на импортные. Я также не исключаю возможности подачи нашими заводами исков о возмещении ущерба.
А ряд московских оптовиков уже поднял цены на 15 процентов.