МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНЯТЬ НЕ СТОИТ

Еще несколько лет назад в сетке телепередач крупнейшего в стране первого канала раз в месяц, а то и чаще, значились "Встречи в Концертной студии Останкино". Это были большие, на полтора-два часа эфирного времени, программы, стоявшие в самое лучшее вечернее время выходного дня. На встречу с многомиллионной аудиторией ТВ приглашало ее кумиров - но не надоевших "звезд" поп-культуры, а серьезных писателей, композиторов, крупнейших артистов театра и кино. Они говорили о себе, о своем искусстве, о жизненных проблемах. Делились сокровенным, отвечали на разные, в том числе неожиданные вопросы.

Передачи эти сыграли неоценимую роль в формировании общественных взглядов по самым разным поводам. Сама атмосфера встречи в концертной студии располагала к откровенности и воспарению духа. Но это осталось в прошлом. В последние годы ельцинской эпохи сильно пошатнулся в глазах публики авторитет творческой интеллигенции: очень уж сервильно она себя вела, подобострастно поддакивая всему тому, что исходило сверху.
И вот, кажется, появляются первые признаки возрождения столь популярного прежде жанра. В сетке вещания разных каналов теперь можно встретить подобные передачи. "Русский век" (ТВЦ): встречи с людьми, "которые воспитали нацию", - поздний пятничный эфир раз в неделю, "Ночной полет" (канал "Культура") - четыре раза в неделю, но, к сожалению, как нетрудно догадаться по названию, тоже в очень позднее время, "Кумиры" (ОРТ) - по средам раз в две недели в половине седьмого вечера - монологи тех, кто в минувшую эпоху были властителями дум.
Пожалуй, главным событием минувшей телевизионной недели стало возвращение в эфир Александра Солженицына. На РТР в пятницу дали получасовую с ним беседу. Отвечая на вопросы журналистки Татьяны Алдошиной, он говорил о самых важных сторонах нынешней нашей жизни. Конечно, форма интервью не всегда давала ему возможность глубоко и обстоятельно сосредоточиться на отдельных положениях своей цельной социальной программы, развернув ее на богатом историческом и современном материале, как он делал это семь лет назад в авторском цикле на ОРТ.
Тогда, если помнить, обложившись книгами, Солженицын неспешно и основательно, аргументированно и систематично излагал свои взгляды. Их убедительность испугала кое-кого из властей предержащих. Недаром тогдашний глава канала без всяких аргументов объявил писателю о прекращении его телевыступлений. Даже не удосужился с ним объясниться - просто прислал письменное уведомление об исключении передач из сетки вещания.
Теперь вот состоялось его возвращение в эфир. Хочется надеяться, что пятничное интервью лишь обозначило круг тем, по которым писатель в будущем выскажется подробнее с присущей ему основательностью. Потому что миллионам людей нужны сегодня не столько скороспелые социальные прожекты (их немало предлагают политические партии, особенно с приближением очередных выборов), сколько стройная, основанная на нравственных принципах, концепция общественного развития России.
Поэтому, наверное, встречаясь на телеэкране с выдающимися людьми разных профессий, зрители сразу же выделяют среди них тех, кто посвятил свою жизнь высокому служению народу. Такими качествами обладали Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, Святослав Федоров и Александр Панченко. Памяти двух последних были посвящены прошедшие в эти дни передачи на РТР.
В одной из них показали вечер памяти Святослава Федорова в связи со второй годовщиной со дня его гибели. В другой повторили программу "Друзей моих прекрасные черты", снятую пять лет назад, когда литературоведу и историку Александру Панченко исполнилось шестьдесят. Зрители, знавшие Федорова по его страстным политическим монологам, а Панченко - по превосходным телециклам об истории Отечества, уверен, заметили неразрывное единство профессиональных и человеческих качеств этих незаурядных людей.
В то же время можно вспомнить, какое мощное духовное воздействие оказывали прежде на нас передачи, посвященные естественно-научным темам: "В мире животных" Николая Дроздова и Василия Пескова, "Клуб путешественников" Юрия Сенкевича, "Очевидное - невероятное" Сергея Капицы. В последнее время их славу затмевают виртуозно снятые зарубежными операторами кадры из программ типа "Дискавери". Но, согласитесь, безупречные съемки со звучащими за кадром голосами ни в какое сравнение не идут с насыщенными живыми наблюдениями и подкрепленными личностью ведущего рассказами о природе, науке, путешествиях.
Две недели назад Сергей Капица, в последние годы работающий на дециметровых каналах и на время выпавший из поля зрения массового зрителя, пережил на ТВЦ второе рождение своей передачи. Снова в кадре предстал знаменитый ведущий, по-прежнему влюбленный в науку с ее непредсказуемостью и парадоксами. Таким зрители знают Сергея Капицу уже более тридцати лет. В последнем выпуске "Очевидного - невероятного" ведущий мастерски рассказал об Интернете, соединив технические аспекты с гуманитарными и общефилософскими.
На прошлой неделе в Кремлевском дворце состоялся творческий вечер поэта Евгения Евтушенко, которому принадлежат ставшие уже крылатыми слова: "Поэт в России больше, чем поэт". Встречаясь с журналистами, Евтушенко поведал о том, что один из телеканалов собирается показать в эфире большую передачу об этом вечере, наподобие тех, что были в цикле "Встреча в Концертной студии Останкино", где всегда говорилось о проблемах, волнующих миллионы россиян.