ЕСЛИ НАДО - ЗНАЧИТ НАТО

"Мы не дискуссионный клуб". Дважды эта фраза прозвучала из уст сэра Джорджа, он же лорд Робертсон, он же генсек НАТО, когда тот подводил итоги второго по счету в этом году заседания Совета Россия - НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел, состоявшегося в Мадриде.

Глава внешнеполитического ведомства России Игорь Иванов, выступивший следом, не стал перечить лорду. Он подтвердил, что СРН в формате "двадцатки" начинает "приносить ощутимые и реальные результаты. Совет Россия - НАТО превращается в действенный механизм выработки совместных решений и действий по всему спектру задач, определенных в Римской декларации". Игорь Иванов раскрыл скобки официального заявления, обозначив договоренности, отвечающие государственным интересам России.
Ключевым словосочетанием с богатым подтекстом, как показалось мне с третьего ряда конференц-зала Дворца конгрессов, стала фраза Игоря Иванова о том, что наши партнеры по НАТО взяли на себя обязательство проявлять "сдержанность" в военной области. А именно: на территории стран-новобранцев, а к последним уже относят страны Балтии, не будет развернуто и не будет складировано ядерное оружие, даже не будет создаваться соответствующая инфраструктура для этих целей.
Не забыты и обычные войска и виды вооружений: НАТО, как заявил наш министр, будет "воздерживаться от размещения на постоянной основе на территории новых членов существенных боевых сил как наземных, так и воздушных". К подобному "воздержанию" самым настоятельным образом призовут и новоявленных членов альянса. Трудно было не заметить короткую реплику в этом контексте Игоря Иванова: "Согласование этого положения далось непросто".
К комплексной договоренности о месте и роли тех же прибалтийских республик в составе НАТО относится и понимание со стороны руководства НАТО насущной необходимости - принять адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Этот документ регламентирует, если по-простому, численность и качество неядерного военного потенциала в каждом отдельно взятом регионе старого континента, и тем не допускает возникновения чрезмерного дисбаланса сил, что еще со времен Аттилы и Наполеона порождало соблазн воспользоваться чужой слабостью. Страны Балтии и Словении пообещали присоединиться к договору. Как подытожил министр, "мы получили четкие заверения со стороны североатлантического альянса, что процесс интеграции новых членов в объединенную структуру НАТО не будет подрывать системы военной безопасности и солидарности евроатлантического региона".
Отдельной строкой прописана готовность России сотрудничать с альянсом в обеспечении безопасности во все еще малопредсказуемом регионе - в Афганистане и вокруг него, способствовать восстановлению его государственности и экономики. Игорь Иванов ответил в этой связи на вопрос корреспондента "Труда" о том, "намерена ли Россия настаивать на ликвидации инфраструктуры производства и экспорта наркотиков, которая превратилась в проблему национальной безопасности как Европы, так и России?"
- Вопрос так не стоит. Эта проблема более сложная и выходит за рамки сотрудничества между Россией и НАТО, - заявил министр иностранных дел. - Вы знаете, что эта проблема недавно обсуждалась на конференции в Париже, и речь шла о том, чтобы под эгидой ООН объединить международные усилия по борьбе с возрастающей наркоугрозой с территории Афганистана. В частности, Россия вместе с Европейским союзом изучают сейчас соответствующее предложение, и в случае, когда оно будет подготовлено, мы внесем его на рассмотрение в ООН. Проблема борьбы с наркоугрозой носит комплексный характер. Это касается не только посевов, но и производства и реализации наркотиков, которые сопровождаются отмыванием денег и использованием этих средств для поддержки экстремистских организаций.
Из общения в пресс-центре с западными коллегами-журналистами, а многие из них по праву могут считаться ветеранами натовских ассамблей и сходок, укрепилось впечатление, что Россию действительно воспринимают, по словам одного из них, как "неотъемлемую часть пейзажа". Только причины подчас иные, чем указанные в итоговых декларациях. Многие западные обозреватели, судя по их любопытству на пресс-конференции, отражали мнения своих правительств: там не вполне довольны тем, что Россия выводит своих миротворцев из Боснии и Герцеговины, а также из Косово. Тем самым вся ответственность за будущее БиГ и косовского края как без пяти минут суверенного образования ложится во многом на плечи НАТО.
А заодно есть не очень явное, но все же угадываемое желание у наших партнеров увидеть российских солдат в Афганистане в составе натовского ограниченного контингента...
Такие разговоры и все атмосфера закулисья мадридского форума говорили об одном: в Совете Россия - НАТО торжествуют не совет, да любовь, а скрупулезный взаимный зачет совпадающих и несовпадающих позиций, поиск компромиссного решения при обязательном выяснении: где другой может дать слабину? При таких правилах игры все то, что удалось в Мадриде российскому "дипломатическому спецназу", можно оценить как разумно достаточное.