ГРИГОРИЙ КАРАСИН: "МЫ ВМЕСТЕ ПИШЕМ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ РОМАН"

Несмотря на серьезные разногласия по иракскому кризису, Великобритания сохраняет добрые и конструктивные отношения с Россией. А намеченный на вторую половину июня государственный визит президента В. Путина должен, как считают в Лондоне, еще больше их укрепить и разнообразить. О том, чем обусловлено такое взаимное уважение двух стран, нашему корреспонденту в Лондоне рассказывает посол России в Великобритании Григорий Карасин.

- Как сказалась на российско-британских отношениях война в Ираке?
- Иракский кризис показал, что российско-британские отношения находятся в той степени зрелости, когда разногласия даже по важной проблеме не могут их испортить. Да, у обоих государств были свои несхожие взгляды на развитие событий вокруг Ирака, на международно-правовую сторону этого конфликта и на роль ООН. Но в том-то и суть, что действенное партнерство отнюдь не означает автоматического согласия во всем.
Скорее, наоборот, критический подход к идущим в мире процессам создает основу для поиска компромиссов. Я бы даже сказал, делает компромиссы жизнеспособными. Сопоставление позиций и взаимная взыскательность помогают партнерам добиться эффективного взаимодействия, свободного от формализма. Показное единство - плохой союзник при решении сложных международных проблем.
В этом смысле резолюция 1483, принятая после окончания военных действий в Ираке Советом Безопасности ООН, как мне представляется, стала хотя и очень непростым, но нужным для международного сообщества компромиссом.
- Во время войны британская бульварная пресса не скупилась на оскорбительные выражения в адрес Франции и Германии и даже руководителей этих стран. А вот по отношению к России вела себя вполне корректно. Чем вы это объясните?
- Мне трудно отвечать за публикации британских таблоидов, хотя это правильное наблюдение. Что касается относительной корректности к России, то ее, наверное, можно объяснить двумя факторами. Во-первых, наша позиция по иракскому кризису не стала какой-то сенсацией, смысловой неожиданностью для Лондона. К ней здесь были, в общем, готовы. В то время как позиции Парижа и Берлина были абсолютно неожиданными. Отсюда, видимо, такая острота реакции.
Во-вторых, по-моему, сказались позитивные сдвиги в наших отношениях, достигнутые за последние несколько лет. Раньше никакого пиетета к России ожидать было бы нельзя. А на этот раз ощущалось несомненное уважение. Важно и то, что различие в подходах сопровождалось активными контактами на высшем уровне. В. Путин и Т. Блэр хорошо знают друг друга. Большинство британцев не сомневались, что в конце концов двум лидерам удастся найти взаимоприемлемое решение.
- Какие уроки извлекла из этой войны российская дипломатия?
- Главный урок, по-моему, в том, что позицию, которая опирается на логику и международное право, можно, не стесняясь, весьма конструктивно защищать. В конце концов именно такая система взглядов одерживает верх. Резолюция 1483 СБ ООН благодаря нелегкой дипломатической работе стала документом, который придает здравый смысл послевоенной ситуации в Ираке.
- Не так давно компания "Бритиш Петролеум" решила инвестировать в российскую экономику около 7 млрд. долларов. Что это - случайность или первая ласточка?
- Должен сказать, что сделка с БП не была неожиданностью для наших экономических отношений. Тенденция к наращиванию делового партнерства между Россией и Великобританией вызревала сравнительно давно. А за последние годы обрела конкретное содержание. Вот цифры: по итогам 2002 года наш товарооборот вырос на 10 процентов и достиг 3,3 млрд. фунтов стерлингов (около 5 млрд. долларов); британские инвестиции в экономику России выросли за прошлый год в полтора раза и составили 2,3 млрд. фунтов (более 3,5 млрд. долларов).
Кстати, БП здесь не одинока. В таком же направлении действует сейчас "Шелл", которая собирается вкладывать немалые средства в Сахалинское и другие нефтяные месторождения. Созревают масштабные идеи, связанные с экспортом сюда газа. Но дело не ограничивается минеральными ресурсами. Интерес к сотрудничеству с нами проявляют и компании, работающие в сфере высоких технологий: "Бритиш нюклеа фьюелс", "Роллс ройс", "Бритиш аэроспейс" и многие другие.
Самое главное сейчас - перейти от намерений к делу. Большую роль в ускорении этого процесса наверняка сыграет предстоящий государственный визит нашего президента. Британские компании уже "занимают очередь", чтобы доложить В. Путину о своих "российских" планах.
- В начале 90-х годов британские правительственные и общественные организации нередко помогали России деньгами, оборудованием. А как обстоят дела сейчас?
- Я думаю, что от помощи мы все больше переходим к сотрудничеству. На помощи далеко не уедешь. Конечно, надо приветствовать и поощрять благотворительность и работу всяческих фондов, но следует отдавать себе отчет, что в долгосрочном плане вопросов это не решает. Вопросы решаются через структурные преобразования, реформы и реальное взаимодействие.
А что касается помощи, то не всегда англичане помогали нам. Были в истории и обратные примеры. Есть интересная цитата из "Исторических очерков" С.С. Татищева про то, как во время своего визита в Англию в 1844 году император Николай I делал здесь пожертвования.
"Перед отъездом государь пожертвовал значительные суммы на различные благотворительные цели, - пишет Татищев. - Он велел препроводить от своего имени 500 фунтов стерлингов герцогам: Веллингтону - на памятник Нельсону, а Рутланду - на памятник самому Веллингтону. Такая же сумма была выдана, по его приказанию, для раздачи бедным англиканского прихода церкви св. Георгия, в черте коего находилось русское посольство; 1000 фунтов стерлингов назначено обществу вспомоществования неимущим иностранцам, а 100 фунтов - на содержание учрежденной для иностранцев больницы". По сегодняшнему курсу речь идет о миллионах фунтов.
- Владимир Путин будет первым российским лидером после упомянутого вами Николая I, посещающим Великобританию с государственным визитом.
- Государственный визит - это в полном смысле слова историческое событие для наших отношений. Напомню, что за весь советский период ни одного такого визита в Великобританию не было. Видимо, не было обоюдного стремления сторон.
Государственный визит осуществляется по приглашению Ее Величества и сопровождается всей королевской атрибутикой. Кроме того, он подает сильный сигнал всему международному сообществу: обе страны находятся в особых отношениях друг с другом!
Нынешний визит, если так можно выразиться, рубежный. Мы закрываем одну главу исторического романа и открываем другую, новую. Как мне представляется, куда более увлекательную и нужную. Программа визита сейчас уточняется, но уже ясно, что она будет очень напряженной и интересной. Наряду с королевскими мероприятиями в ней предусмотрена продолжительная встреча с Тони Блэром, и даже поездка по стране. Большое внимание уделит президент экономическим вопросам. В общем, здесь готовятся к интересному, красочному, а главное, важному, по существу, событию.