ВТОРАЯ КОЛОННА

На днях журналистов собрали на пресс-конференцию под названием "Политическое заявление внеочередного съезда партии "Российские регионы" "От конфронтации интересов - к процессу консолидации". Поводом для "политического заявления" стало избрание известного экономиста Сергея ГЛАЗЬЕВА сопредседателем исполкома партии "Российские регионы".

Как известно, Глазьев развернул весьма бурную деятельность по объединению левых сил в широкую коалицию. Еще в середине мая этому была посвящена конференции "От противостояния - к социальной ответственности", которая, по сути, стала первым шагом в предвыборной кампании этих сил.
"На словах все - сторонники объединения, но тем не менее до сих пор мы наблюдаем определенный разброд в патриотической оппозиции, когда на каждых выборах несколько избирательных объединений, выражающих сходные идеи, начинают конкурировать друг с другом, а в итоге выигрывает партия власти", - заявил тогда Сергей Глазьев. Со дня конференции Глазьев демонстрирует последовательность в своих действиях. На днях, например, он опубликовал договор о совместной деятельности народно-патриотических сил, то есть сделал еще один конкретный шаг по созданию широкой левопатриотической коалиции. Однако такие инициативы не всегда находят одобрение у коллег Глазьева по фракции.
Почему же в КПРФ столь настороженно относятся к Глазьеву? Сегодня он является одним из немногих политиков, чей личный рейтинг постоянно растет. Происходит это в том числе, видимо, и за счет его объединительной деятельности в качестве руководителя постоянно действующего объединительного совещания народно-патриотических сил. Теперь же, став одним из лидеров партии "Российские регионы", Сергей Глазьев получил еще и организационный ресурс.
Все это понимают в КПРФ. Причем противники Зюганова внутри компартии, судя по всему, надеются на то, что молодой, перспективный Глазьев, будучи инкорпорирован в список КПРФ, уже в конце августа сможет развернуть давно назревшую внутрипартийную дискуссию. Речь прежде всего идет о месте лидера в списке КПРФ и вопросе о едином кандидате от народно-патриотических сил на ближайших президентских выборах.
Такое положение вещей вряд ли устраивает авторитарного Геннадия Зюганова, а потому он наверняка попробует продвинуть свой вариант на переговорах о создании "широкой коалиции" коммунистических левых и народно-патриотических сил. К примеру, Зюганов может настаивать на том, чтобы сохранить монополию КПРФ на оппозицию. Делать это можно несколькими способами.
Во-первых, при желании все реальные политические договоренности легко утопить в разговорах. Во-вторых, возможен вариант, когда лидер КПРФ начнет противиться созданию так называемой "второй колонны", куда войдут в основном народно-патриотические силы и движения, предоставляя им возможность "погибать по одиночке".
Впрочем, и это может не принести Зюганову желаемого. Вероятно, приемлемым для него в сложившихся обстоятельствах стало бы как раз не сопротивление, а содействие формированию "второй колонны" народно-патриотических сил. Ведь очевидно, что этот блок, имея все шансы на прохождение в Госдуму, в то же время наберет значительно меньше голосов, чем список КПРФ, возглавляемый Зюгановым. Таким образом, было бы подтверждено формальное и неформальное первенство лидера КПРФ "слева".
Однако как именно поступит Зюганов с соратниками, станет ясно только в конце июня, когда вопрос о способах "хождения в Думу" коммунисты обсудят на пленуме партии.