04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕРНАЯ ГЛУБИНА

Громак Валерий
Опубликовано 01:01 06 Июня 2003г.
Трагическая судьба советской атомной подводной лодки "К-19", героизм и самоотверженность ее экипажа, предотвратившего ядерную катастрофу, стали еще более известны миру благодаря голливудскому блокбастеру, в котором роль командира атомохода исполнил знаменитый Харрисон Форд. Но в американской киноленте рассказывается об аварии, случившейся летом 1961 года. А на "К-19", одной из первых атомных подводных лодок ВМФ СССР, чрезвычайные ситуации возникали так часто, что даже закоренелые атеисты-политработники поговаривали, что над ней всегда висело какое-то проклятие. Еще на верфи в феврале 1959 года при оклейке десятого отсека пробковой крошкой возник пожар. Погибли двое рабочих. Чуть позже шесть женщин, оклеивавших одну из цистерн, задохнулись ядовитыми парами. В декабре 1960-го крышкой ракетной шахты задавило электрика.

4 июля 1961 года на подводном ракетоносце, идущем в глубине океана, произошла авария на кормовом ядерном реакторе. При ее ликвидации погибли старшина 1-й статьи Ю.Ордочкин, старшина 2-й статьи Е.Кошенков, матросы С.Пеньков, Н.Савкин, В.Харитонов, лейтенант Б.Корчилов, капитан-лейтенант Ю.Повстьев, главный старшина Б.Рыжиков. Специальной правительственной комиссией действия личного состава по ликвидации аварийной ситуации были признаны правильными. "К-19" прошла дезактивацию, ремонт и вновь вступила в боевой состав флота. Этот трагический эпизод и лег в основу известного фильма. Но главные испытания ждали АПЛ впереди.
24 февраля 1972 года "К-19" под командованием капитана 2-го ранга Виктора Павловича Кулибабы возвращалась с боевой службы в Атлантике. В 10 часов 35 минут по корабельной трансляции прозвучал сигнал аварийной тревоги. Что случилось, где авария, в тот миг мало кто знал. Это позже выяснится, что в трюме девятого отсека лопнул трубопровод. Масло попало на фильтр очистки воздуха, в котором рабочая температура элемента была свыше 120 градусов, и загорелось. Из-за резкого подъема температуры расплавились фторопластовые прокладки в воздухопроводах высокого давления. Огонь, раздутый струей в 200 атмосфер, загудел яростным ураганом. Первым принял на себя его удар старшина отсека Александр Васильев. Он успел спуститься в трюм, размотать шланг пожаротушения и направить струю в бушующее пламя. Его просто смело...
После объявления аварийной тревоги "К-19" всплыла на поверхность за 24 минуты. Но за этот короткий отрезок времени экипаж атомохода недосчитался 28 человек. Ничего не было известно о судьбе еще 12 подводников, отрезанных пожаром в кормовом десятом отсеке. Телефонная связь с ними оборвалась.
Океан встретил всплывшую без хода, без электричества, без тепла и дальней связи подводную лодку жестоким штормом. Судьба как бы продолжала испытывать моряков на прочность.
26 февраля командир большого противолодочного корабля "Вице-адмирал Дрозд" получил телеграмму из Главного штаба ВМФ: срочно идти спасать терпящую бедствие в Бискайском заливе "К-19". Корабль находился тогда в Средиземном море. Через 5 суток он был на месте.
В район аварии к тому времени подошли сухогруз "Ангарлес", несколько "рыбаков", корабль береговой охраны США. Но к "К-19" никто приблизиться не мог из-за непогоды. Попытки "Ангарлеса" завести буксирные концы на лодку оказались безуспешными.
На БПК начали готовить корабельный вертолет майора Крайнева. Сняли с винтокрылой машины всю локацию, тем самым облегчив ее на 500 килограммов.
Сохранились воспоминания участников той уникальной спасательной операции.
"Капитан 2-го ранга Проскурняков В. Г. собрал в столовой команды экипаж, - свидетельствует заместитель командира БПК по политчасти капитан 3-го ранга Александр Михачев, - где сообщил о тяжелом положении подводников. И тогда весь личный состав заявил: "Мы готовы идти на помощь!". Из экипажа были отобраны 25 матросов, старшин и офицеров - самых сильных, ловких, выносливых. Первые 12 человек с вертолета были высажены на лодку. Спасательная группа во главе со старшим лейтенантом В.В. Кондрашовым сразу включилась в работу: заводка буксира, прием доставляемых вертолетом и спасательными судами грузов, эвакуация подводников. Экипаж БПК с нетерпением ждал сообщений. И вот пришло первое - от командира подводной лодки, которое сразу же было передано по корабельной трансляции: "Действиями всего личного состава БПК, работающего на ПЛ, подводники восхищены. Просим представить к награде старшину 2-й статьи Верещагина А. С. за мужество, проявленное при заводке буксира в условиях шторма".
Некоторые из подводников, которых спасатели поднимали на борт БПК, что называется, на глазах седели. Многие не могли разговаривать, отдельных пришлось кормить с ложечки... Вертолет снял с лодки человек пятьдесят, а тридцать по веревочной переправе принял буксир-спасатель.
Из докладной записки старшего группы спасателей старшего лейтенанта Кондрашова:
"Группа в количестве шести человек высадилась на объект. Сразу же включились в работу по эвакуации людей. Старшина 1-й статьи Кондратьев возглавил группу по приему грузов и пересадке людей. Все остальные начали заводку концов. Старшина 2-й статьи Верещагин долго работал на палубе. Несмотря на то, что его неоднократно смывало за борт, он первым показал, что на палубе можно находиться. Его поведение оказало сильное воздействие на личный состав объекта.
По рассказам оставшихся на объекте, командир БЧ-2, ряд офицеров и матросов были настолько морально потрясены, что была необходима их срочная эвакуация. Покидали объект они с радостью. У тех, кто остался, наблюдались последствия шока и боязнь отравления, стремление как можно дольше находиться на свежем воздухе.
Образцы выдержки, умение достойно повести себя в данной обстановке показали командир объекта капитан 2-го ранга Кулибаба, капитан 3-го ранга Веселов, капитан-лейтенант Милованов. Именно благодаря их умению, энергии, опыту задача по буксировке была решена успешно. Они лично участвовали в заводке концов, которые постоянно лопались. Поведение их было безукоризненным. По моему личному мнению, такими и должны быть наши старшие товарищи и начальники, за которыми можно пойти на самое сложное задание".
Подводную лодку "К-19" на буксире доставили в город Полярный. Там тела погибших подводников были преданы земле. Но для двоих погибших могилой стала Атлантика. 8 марта 1972 года комиссия в составе капитана 2-го ранга В. Красильникова, капитана 3-го ранга А. Михачева, капитан-лейтенантов А. Лазукина, П. Попова и капитана медслужбы В. Широких провела церемонию погребения старшего матроса Казимира Марача, машиниста-турбиниста подводной лодки, погибшего на боевом посту 24 февраля 1972 года. Через четыре минуты волны Атлантики в той же точке приняли тело командира третьей группы БЧ-5 лейтенанта-инженера Вячеслава Хрычикова. Он также погиб на боевом посту 24 февраля.
Большой противолодочный корабль "Вице-адмирал Дрозд" находился в районе аварии "К-19" до конца спасательной операции. В Североморск корабль пришел 24 марта. С приспущенным флагом: на борту находилось тело капитана 2-го ранга Ткачева, замполита второго экипажа "К-19", пришедшего из Североморска на смену экипажу Кулибабы. От удара во время шторма о переборку у Ткачева произошло сотрясение мозга, общий паралич, и, несмотря на все усилия нейрохирургов, спасти его не удалось.
...Лодка продолжала приносить несчастья, даже выйдя из строя.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников