ПОЮЩИЙ ДЕПУТАТ О РУССКОЙ ПЕСНЕ

Певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон завернул в Красноярск, что называется, по пути. Вообще-то летел в Туву на выездное заседание думского Комитета по культуре. Но накануне завязался у Иосифа Давыдовича разговор с губернатором края Александром Хлопониным о нынешнем состоянии наших театров, музеев, филармоний, о нищенской зарплате их работников... И возникла мысль остановиться в Красноярске, дать благотворительный концерт в пользу этих бессребреников. Пусть скромный, но вклад в общее дело...

Дорога из Москвы оказалась нелегкой - самолет из-за плохой погоды посадили в Кемерове, там Иосифу Давыдовичу пришлось прождать 5 часов. Так что в город на Енисее он прибыл порядком измотанным. А тут - новость: для выступления артиста вместо обещанного Большого дали Малый концертный зал. Кобзон накануне концерта не скрывал огорчения:
- Я люблю Сибирь, но давно здесь не был - тем более хотелось спеть достойно. Однако местные чиновники, видимо, испугались - решили, что старый Кобзон не соберет публики, и сунули меня в Малый зал. Честно говоря, я разозлился. Ну ничего, от такой эмоциональной встряски, надеюсь, только лучше выступлю.
- Чему будет посвящено выездное заседание в Туве?
- Да все тому же - поддержке нашей несчастной культуры. С этим всюду туго, но на востоке страны, по-моему, особенно. Помните, был провозглашен лозунг: "Превратим Сибирь в край высокой культуры". Вместо этого забили ее лагерями. На мой взгляд, это была какая-то изощренная форма издевательства над теми, кто тут жил и кого сюда высылали. Теперь государство вынуждено огромные средства выделять на борьбу с преступностью, терроризмом. А если бы сообразили больше тратить на культуру, может, и преступности такой не было бы: я не представляю себе, чтобы человек, любящий Пушкина или Чайковского, пошел грабить и убивать.
У меня в подмосковном доме растут пять внучек. И я очень хочу, чтобы они жили в счастливой стране с действительно высокой культурой. Не собираюсь отправлять их ни в Англию, ни в Швейцарию, хотя материально такая возможность у меня есть. Я хочу, чтобы они выросли настоящими россиянками. Чтобы знали нашу литературу, музыку... Да хоть чтобы по-русски нормально говорили. Ведь сейчас многие молодые люди английский знают лучше, чем свой родной язык, который чудовищно коверкают да еще и гордятся этим. Как мы завтра будем общаться с подрастающим поколением, какие песни станем им петь и поймут ли они нас?
Да и сама русская песня нынче в загоне. Вот в городах вроде Красноярска еще можно услышать родные напевы, в Москве - уже нет. Сколько раньше было исполнителей народных песен: Зыкина, Воронец, Стрельченко, Суржиков... Где сейчас таланты такого уровня? С "Русским радио" я уже поссорился, удивляюсь, почему оно так называется. Прибавили бы "не" - все встало бы на свои места. Во Франции минимум половина эфира посвящена национальной музыке. Известно, как любят свою страну американцы. Немецкие или английские футболисты, выиграв матч, поют гимн. А мы - нет: слов не знаем. Показывают по телевизору во время самых крупных праздников лица руководителей государства, и прекрасно видно: никто из них не знает гимна.
- Зато недавнее выступление Димы Билана на конкурсе "Евровидение" вызвало настоящий взрыв патриотических чувств. Кто-то даже предложил вручить ему государственную награду. Как, кстати, вы на это смотрите? Известно ведь, что вы резко выступили против присуждения ордена группе "Тату"...
- Это разные вещи. Об ордене для Димы, по-моему, никто речи не заводил. А парень он хороший. Можно сказать, вырос на моих глазах: учился в Гнесинском училище, приходит ко мне консультироваться, я у него на выпускном экзамене был... Дима выступил достойно, убедительно - почему не поощрить такого перспективного молодого артиста? В конце концов вспомним: Алла Пугачева заняла на этом конкурсе 17-е место, а Билан 2-е, ну а если бы судили объективно, то и 1-е бы занял. Впрочем, мне кажется, Диме сейчас не столько о наградах надо думать, сколько о том, что он будет делать на эстраде дальше. Не дай Бог, погонится за скорой популярностью - и через год его как творческой личности уже не станет. А если продолжит работать с той же увлеченностью, скоро увидим совсем другого Диму: повзрослевшего и еще более яркого.
- Иосиф Давыдович, вы, говорят, собираетесь приехать в Красноярск еще раз осенью?
- Да, в октябре запланирован концерт - это будет вечер русской народной песни и романсов. Хотя 9 лет назад, когда мне исполнилось 60, я заявил об уходе со сцены. Понимал, что возраст изрядный, да и надеялся на появление достойной смены. К сожалению, пока ее не вижу, поэтому откликаюсь на многие (не все, конечно) предложения. Последние годы выдались для меня трудными, пришлось перенести ряд операций. Понимаю, что жизнь не бесконечна. Другой в такой ситуации, возможно, стал бы беречь силы, находить отдохновение в тихом семейном общении, в спокойной педагогической работе. Но не сидится мне на месте. И сегодня, несмотря ни на что, буду петь перед красноярцами в полный голос.
И он это сделал. Песни о войне зрители слушали стоя. Улыбались трогательным рассказам Кобзона о внучках. Стонали от смеха над анекдотами и забавными историями из жизни певца. Аплодировали неожиданным дуэтам - артист вытаскивал на сцену то маленькую девочку, то 73-летнего ветерана, специально приехавшего из Канска, и они вместе пели песни, известные всем.