ПАРОВОЗЫ ТОЖЕ ЛЮБЯТ

Необычное ощущение - сидеть в зале рядом с актерами, чьи голоса одновременно звучат со сцены. Тем более что актеры эти самые прославленные: Олег Басилашвили, Андрей Толубеев, Алиса Фрейндлих... Все они, а еще Алексей Петренко, Никита Михалков, Сергей Гармаш, Алексей Девотченко, Ирина Мазуркевич записали речевую фонограмму к новому спектаклю Тбилисского театра марионеток "А если локомотивы встречаются".

Необычное ощущение - сидеть в зале рядом с актерами, чьи голоса одновременно звучат со сцены. Тем более что актеры эти самые прославленные: Олег Басилашвили, Андрей Толубеев, Алиса Фрейндлих... Все они, а еще Алексей Петренко, Никита Михалков, Сергей Гармаш, Алексей Девотченко, Ирина Мазуркевич записали речевую фонограмму к новому спектаклю Тбилисского театра марионеток "А если локомотивы встречаются". Нынче эту работу показали на сцене петербургского БДТ.
Роли актерам достались весьма экзотические - от циркачей и путейщиков до курицы, свиньи и даже... двух влюбленных паровозов, станционного громкоговорителя и светофора. Ведь речь о спектакле знаменитого выдумщика Резо Габриадзе, у которого банальных сюжетов просто не встречается. Этот замечательный сценарист и художник - автор всенародно любимых фильмов "Не горюй", "Мимино", "Кин-дза-дза", "Чудаки", "Паспорт"... А в Петербурге его и вовсе считают своим - здесь стоят две его скульптуры: Чижика-Пыжика и Носа майора Ковалева на Вознесенском проспекте. В соседней Псковщине, в пушкинском селе Михайловском - памятник Зайцу, перебежавшему дорогу Александру Сергеевичу, когда тот собрался было поехать на Сенатскую площадь на подмогу к друзьям-декабристам, да вернулся, -поскольку был очень суеверным...
Все кукольные представления Резо Габриадзе - "Альфред и Виолетта", "Осень нашей весны", "Сталинградская битва", а теперь и "Локомотивы встречаются" - предназначены зрителям от пяти до ста пяти лет. Всем, кто верит в чудеса, кто умеет сострадать птичке с перебитым крылом, муравью, задавленному гусеницами танка, спиленному дереву, брошенному в топку паровоза...
Кстати, о паровозах. В новом спектакле Габриадзе объясняется им в любви, потому что считает их живыми. Ведь раньше, когда их еще не списали и не заменили электровозами, они гудели, пыхтели, из труб шел черный дым, за клубами которого можно было укрыться влюбленным и целоваться.
Десять лет Резо вынашивал замысел этой постановки, на которую министерство культуры Грузии так и не выделило средств (к слову - все названные выше актеры даже не подумали попросить за свою работу денег). Новая габриадзевская сага пронизана теплой грустью и щемящей ностальгией по тем временам, когда могучие локомотивы могли без всяких границ мчаться из Владивостока в Цхалтубо с продовольствием на помощь тем, кто в нем нуждался. При этом режиссер не делает никаких политических акцентов, ни на чем не настаивает, просто он ощущает Божий мир как великий дар нам всем, созданный во имя добра и красоты, а не для того, чтобы служить предметом межгосударственных распрей.
В финале спектакля звучит голос Кирилла Лаврова - как раз исполнилось 40 дней с кончины великого актера. Он как бы подводит итог всему тому, что происходило в большой стране, связанной в единое целое рельсами и локомотивами. А еще - общей памятью, где все понимали друг друга, потому что разговаривали на языке Пушкина.