Краткий курс хорошей «Кухни»

Из диалогов героев мы узнаем о ресторанном бизнесе много подробностей

Сериальные сценаристы давным-давно усвоили одну простую истину. Мелодраматические истории с любовными треугольниками и проблемами взаимоотношений разных поколений в конечном счете очень похожи друг на друга. И чтобы зритель не озверел от них окончательно, надо эти истории внедрять в определенную профессиональную среду. Ведь, согласитесь, если герои-врачи в перерывах между выяснениями своих отношений режут пациентов, это совсем не то же самое, чем если герои-журналисты в перерыве между опять-таки выяснениями отношений берут сенсационные интервью. Специфика трудовой деятельности придает обычным человеческим чувствам неповторимый колорит.

Сериалы с «производственной» составляющей можно поделить на две категории. В первую войдут те, где трудовая деятельность героев является всего лишь фоном. К их числу можно отнести, например, «Мою прекрасную няню». То, что действие этого ситкома разворачивается в доме крупного музыкального продюсера, дает множество поводов для создания комедийных ситуаций, связанных с миром шоу-бизнеса. Но у его авторов не было намерения показать истинную картину этого самого мира, его, так сказать, подноготную.

А в другую категорию можно включить сериалы, из которых получаешь довольно конкретные представления о той сфере трудовой деятельности, в которой заняты герои. Среди них как раз можно упомянуть и «Кухню».

У истоков производственного жанра

Одним из немногих издававшихся во времена СССР современных американских писателей был Артур Хейли. Его книги моментально сметались с прилавков. Серьезные критики, правда, никогда не считали Хейли выдающимся писателем. Но наши люди любили его вовсе не за изысканность стиля. Из его романов они узнавали, как, скажем, функционирует американский аэропорт. Или как устроен крупный отель. Какие должности в нем считаются хлебными. Как швейцары и горничные морочат в нем головы начальству и клиентам. Как выкачивают из постояльцев деньги. И что будет, если в отеле, не дай бог, начнется пожар.

Еще Хейли раскрыл закулисную составляющую автомобильного бизнеса, информационной журналистики и т. д. Его романы построены примерно по одному принципу: показана некая структура в период ее кризиса, в момент которого наиболее ярко проявляются отношения между людьми и жизнеспособность самой этой структуры.

Над каждой книгой Хейли работал по три года. Причем половина этого срока уходила на сбор информации по описываемой сфере деятельности. Известно, например, что во время работы над «Отелем» он досконально изучил 27 книг о гостиничном бизнесе. И в результате читатели верили написанному: если в романе отель работает так, значит, он работает так и на самом деле.

Известные рецепты...

Основополагающий сюжет сериала «Кухня» на первый взгляд банален. Главный герой Максим, повар от бога, оканчивает кулинарный колледж в родном Воронеже и отправляется покорять Москву. Ему сразу же везет — он устраивается в ресторан французской кухни Claude Monet. Но две главные фигуры заведения: шеф-повар Виктор Баринов и арт-директор Вика, — находятся не в самых простых отношениях друг с другом, и в их разборки в той или иной степени оказывается вовлеченным весь коллектив. Ну и плюс к тому родственные связи и любовные страсти, кипящие в недрах ресторана и мешающие высокому искусству кулинарии.

Вроде, все это мы видели десятки раз. И провинциал в столице, и интриги. И все же есть что-то, что выделяет «Кухню» на общем фоне «производственных» сериалов, что позволяет ей уже долгое время удерживать стабильно высокий рейтинг.

И это что-то — не только качественные диалоги и хороший юмор. Не только хорошая актерская игра. И не только добротная съемка. Кстати, «Кухня» — самый дорогой ситком отечественного производства. Стоимость одной серии составляет 200 тысяч долларов. Правда, весьма существенная часть этой суммы уходит на покупку прав на музыкальные композиции, каковых в сериале достаточно: за одну только песню Beyonce пришлось выложить 1 млн рублей.

Но главное — «Кухня» берет некими изюминками, как раз с профессиональной сферой и связанными.

...и особые ингредиенты

Начнем с того, что в сериале есть персонаж, играющий себя самого. Это Дмитрий Нагиев в роли владельца ресторана: Дмитрия Нагиева. Что ж, вполне оправданный ход, вызывающий конкретные ассоциации. Ведь многие представители артистической богемы заделались рестораторами. Степан Михалков, сын Анастасии Вертинской и Никиты Михалкова, владеет ресторанами «Ветерок», Snob’s, «Vаниль» и «Вертинский». Михаил Ширвиндт — «Штольцем», а Антон Табаков такими заведениями общепита, как «Обломов», «Мао», «Кафка» и другими. Не чужой человек в ресторанном бизнесе и Федор Бондарчук.

Далее. Немаловажно, что Дмитрию Назарову, сыгравшему шеф-повара, искусство кулинарии знакомо не понаслышке. Много лет он вел программу «Кулинарный поединок», а сейчас ведет программу о еде на телеканале «Пятница». Он говорит о блюдах языком профессионала.

Между прочим, по ходу ситкома герои изготавливают такие блюда, как говядина в мятном маринаде с артишоками, курица в сливочном соусе со шпинатом и орешками, фрикасе из куропатки, рыба в панцире из морской соли, форель с овощным жюльеном, соус бешамель, консоме с яйцом по-парижски. И это лишь небольшая часть меню.

Конечно, зрителям сериала не предлагаются покадровые рецепты, как в кулинарных программах. Но процесс приготовления блюд показывается достаточно подробно. Это нужно авторам для создания правдоподобия. Но и зритель что-то запоминает. Кстати, готовится все прямо на съемочной площадке, но не артистами, а профессиональными поварами.

Ну и еще одно. Конечно, не Хейли, но по ходу действия «Кухни» из диалогов героев мы узнаем о ресторанном бизнесе очень много подробностей. От того, как сделать его успешным, и до того, как по внешнему виду посетителя определить его потенциальную щедрость на чаевые.

А в одной из серий в кадре и вовсе мелькает зарплатная ведомость героев кухни. На экране она, естественно, присутствует недолго, но любители скрин-шотов донесли ее содержание до широкой общественности. Итак, шеф-повар ресторана французской кухни Claude Monet получает 200 тысяч рублей в месяц, арт-директор — 150 тысяч, кондитер-пекарь — столько же, повары-универсалы — по сотне, начинающий повар Максим — «жалкие» 40 тысяч. Ему есть к чему стремиться. Бармен Костя по ведомости может претендовать всего лишь на 35 тысяч, но тут надо учитывать непременные чаевые. Наконец, посудомойка с выразительным именем Айнура Жаннатбековна довольствуется 25 тысячами. Между прочим, не так уж и плохо.

Посторонним вход воспрещен

Совершенно иной подход к материалу демонстрирует другой «производственный» сериал «Торговый центр». Как и в случае с «Кухней», характер трудовой деятельности, показанной в нем, заложен уже в названии. Этот ситком, создаваемый по итальянской лицензии, снимался в Ярославле. В павильоне возвели декорации двухэтажного торгового центра «Астория», в котором расположены магазины, кафе и проч.

По утверждению авторов, в «Торговом центре» нет придуманных историй. Все основано на реальных событиях. И тема, конечно, благодатная. В разных городах именно торговые центры становятся местом, где собирается множество людей. Туда приходят за покупками, за развлечениями, там назначают свидания. А еще там работают десятки людей, и что-то происходит за дверями с надписью «Служебное помещение» или «Посторонним вход запрещен».

В сериале заняты звезды во главе с Сергеем Жигуновым. В качестве посетителей «Астории» раз в неделю на экране также появляются приглашенные знаменитости: Наташа Королева, Александр Олешко, Александр Малинин, Геннадий Малахов, Дарья Донцова...

Но при всем том «Торговый центр» остается обычной крепко сбитой мелодрамой. За дверями с надписями мы обнаруживаем хитросплетения человеческих страстей. И не более. Но они же есть и за закрытыми дверями множества других больших учреждений. А вот нюансы функционирования такого сложного механизма, как крупный торговый центр, остаются за кадром. К ним нас так и не подпустили. Жаль, интересно было бы...