На следующей неделе начинается чемпионат мира по футболу, одно из главных событий четырехлетки — не только спортивное, но и телевизионное. Но далеко не все от него в восторге. И речь идет вовсе не о странных людях, которые на дух не переносят игру в ножной мяч. Напротив, как раз о тех, кто имеет к большому футболу непосредственное отношение...
Во-первых, это болельщики. И самые заядлые, которые любят следить за зрелищем с трибун стадионов, и более скромные, получающие удовольствие от телетрансляций. Всем им дружно не нравится место проведения ЧМ.
Нет, конечно, Бразилия — прекрасная страна. Но уж больно она далеко. Заядлым дело портит километраж. Чтобы долететь до Южной Америки, заселиться в отель и посмотреть три матча российской сборной на групповом этапе, понадобится сумма от 8 тысяч долларов на человека. Не разгуляешься.
Для вторых картину испортила разница в часовых поясах. Достаточно сказать, что первый матч наших со сборной Кореи начнется в 02.00 по московскому времени. Соответственно, в Петропавловске-Камчатском будет в разгаре рабочий день. Неудобно, как ни крути.
Страшно огорчаются владельцы спортбаров. Но не только из-за времени репортажей. Во время Евро-2010 я был в Новосибирске, по тамошнему времени начало матчей приходилось на глухую ночь. И тем не менее еле смог отыскать свободное место.
У хозяев баров другая беда — новый закон по борьбе с курением. Западный опыт показывает, что сразу после введения запрета на употребление табака в заведениях общепита спортивной ориентации число посетителей сокращается почти на две трети. Потом понемногу восстанавливается, но должны пройти месяцы.
Но больше всех расстраиваются работники телевидения. Как известно, самым дорогим рекламным временем является то, что сопутствует мировому футболу.
Четыре года назад, когда ЧМ проводился в ЮАР, стоимость минуты рекламы не была рекордной. Сборная России в мундиале не участвовала, и интерес к нему не зашкаливал. Рекламодатели тогда платили примерно по 11 млн долларов с НДС за минуту эфира.
Но вот мы впервые за 12 лет снова в игре! Казалось бы, пора жадно потирать ладони в предчувствии прибыли. Не тут-то было. За эфирное время сегодня его продавцы готовы брать примерно по 7,5 млн долларов за минуту.
Причина та же самая. Производители товаров и услуг вовсе не уверены, что их ролики кто-то будет смотреть среди ночи. А продавцы рекламного времени — те еще жучки. Они не продают отдельно матчи с участием сборной России, которые худо ли, бедно ли, все-таки соберут приличную аудиторию. А продают пакетом, в трансляциях всех 64 матчей чемпионата.
Рекламодателям приходится долго думать. Платить за все? А если Россия не выйдет из группового этапа? Плюнуть и забыть? А если мы дойдем до 1/4 или даже до 1/2 финала? Сколько миллионов россиян тогда усядутся перед телеэкранами! То-то локти придется кусать...
На заметку
Самым рейтинговым футбольным матчем в истории нашего телевидения была встреча сборных России и Испании на Евро-2008 за выход в финал. 70% зрителей, включивших тогда «ящик», смотрели именно футбол. Такие рейтинги не снились ни одному сериалу, ни одной олимпийской трансляции!
Кстати, на втором месте расположился матч Россия — Япония на ЧМ-2002. Тот самый проигрыш наших, который повлек за собой беспорядки в центре Москвы.