Дугино, куда тянуло и художников, и энкаведешников

Говорят, что в подмосковной усадьбе Дугино была дача генерального комиссара госбезопасности Николая Ежова

Усадьба Дугино в Московской области с 1930-х годов находится на закрытой территории, принадлежащей военным. Говорят, здесь была дача генерального комиссара госбезопасности Николая Ежова, а последним хозяином стала Академия пограничных войск РФ, использовавшая усадьбу под общежитие...

В связи с закрытостью для посещения усадьба долго оставалась белым пятном на карте достопримечательных мест Подмосковья, не числясь в списках охраняемых государством объектов культурного наследия. И только когда в начале нынешнего мая главный дом значительно пострадал от пожара, о ней заговорили. А ведь на рубеже XIX-XX веков здесь, по словам мастера и авторитетного знатока искусства Игоря Грабаря, перебывали все московские художники.

Пожар, начавшийся 3 мая, продолжался три дня. Полностью выгорели третий этаж, надстроенный в советское время, и западная часть дома. Но и после пожара сохраняется историческое ядро особняка — первые два этажа, а также усадебный парк с липовыми аллеями. Если в ближайшее время не провести консервацию, а затем и реставрацию дома, он может быть окончательно утрачен.

Усадьба Дугино была основана в 1870-х купцом Василием Ефремовичем Мещериным, владельцем московской Даниловской мануфактуры, начавшим здесь строительство дома и конного двора. После его смерти владение перешло к его старшему сыну Николаю, будущему художнику. При Николае Васильевиче здесь подолгу жили и работали многие русские живописцы: Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Исаак Левитан, Сергей Малютин, Станислав Жуковский.

Особенно подолгу здесь бывал замечательный русский художник, впоследствии реставратор Игорь Грабарь. Приехав в усадьбу в 1904-м, он прожил здесь с перерывами до осени 1917-го, женившись на Валентине Михайловне Мещериной, внучке основателя усадьбы. В Дугино он написал подлинные шедевры — «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Неприбранный стол», «Хризантемы». Отзывался об этих местах так: «В первый же день проехался ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень доволен, особенно обилием берез: И застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из старейших дугинских аборигенов».

Недавний пожар может стать началом быстрого уничтожения этого усадебного места. Неясные слухи о планируемом строительстве пятиэтажек на месте дома и парка вполне соответствуют недавнему расселению общежития Академии погранвойск и заброшенному состоянию дома. Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры вместе с потомками Мещерина и Грабаря стараются сохранить усадьбу. В Министерство культуры Московской области направлено обращение о признании Дугино объектом культурного наследия регионального значения. Вместе с историками готовятся документы по обоснованию исторической ценности — историко-культурная экспертиза. Возвращение усадьбы Дугино из небытия, спасение парка от возможной вырубки и застройки, а старого дома от разрушения — гражданская обязанность культурного сообщества.

Слово эксперту

Елена Грабарь. искусствовед, правнучка Игоря Грабаря

— Несмотря на архитектурную скромность, усадебный дом и местность имеют высокую культурную и мемориальную ценность. Хозяин усадьбы Николай Мещерин — самобытный русский живописец, сейчас, к сожалению, почти забытый. Его работы приобретали коллекционеры и Третьяковская галерея, а живописную манеру ценил Исаак Левитан. Кроме того, усадьба Дугино — один из основных адресов, связанных с дореволюционным периодом творчества Игоря Грабаря. Здесь он искал свой живописный метод отображения света и тени в природе, о чем говорят его работы «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Иней» и другие. Мы считаем своим долгом способствовать сохранению Дугино и устройству здесь хотя бы небольшой мемориальной экспозиции, связанной с именами прославленных русских художников.