«Тетрис» празднует юбилей

 Ровно 30 лет назад, 6 июня 1984 года, советский программист Алексей Пажитнов изобрел игру, покорившую сердца миллионов россиян

Невероятно, но факт. На написание программы «Тетриса» на языке паскаль для компьютеров «Электроника-60» у Пажитнова ушло всего две недели. Кто бы мог подумать, что спустя три года игра прочно обоснуется в списках компьютерных бестселлеров в таких странах, как США и Великобритания.

Что уж греха таить, наверняка у каждого из нас по сей день в выдвижном ящичке стола пылиться всеми забытый «Тетрис». А ведь совсем недавно советский школьник не мог и на часок расстаться с заветной игрушкой. Каждый мечтал заполучить «Тетрис» в качестве подарка, а каким неподдельным восторгом светились глаза юного обладателя столь ценной вещицы, заботливый родитель знает не понаслышке.

Так чем же «Тетрис» смог покорить сердца миллионов россиян? Ответ прост. Во-первых, относительной легкостью в обучении. Во-вторых, незамысловатыми правилами игры. Вот такой незатейливый коктейль успеха и стал гарантией популярности «Тетриса» не только среди детей, но и среди взрослых, которые, между прочим, были не прочь скоротать вечерок за головоломкой.

Примечательно, что первая игра из-за «железного занавеса» за предельно короткие сроки стала сенсацией в компьютерном мире. Бытует легенда, что изначально «Тетрисом» заинтересовался импортер программного обеспечения из Венгрии Роберт Штейн. Он-то и договорился с Пажитновым о лицензии на выпуск игры за границей. Впоследствии советский программист по доброте душевной подарил Штейну свое детище. Но все оказалось не так просто, и венгерского импортера ждал неожиданный сюрприз.

Дело обстояло так. Заключив с Пажитновым вожделенную сделку, счастливый Штейн уехал восвояси. Но не прошло и месяца, как, спохватившись, он возвращается в Россию. Оценив степень промаха, недальновидный бизнесмен озаботился покупкой прав на игру у реальных правообладателей. Но не тут-то было, русские отказались продавать «Тетрис» на условиях, выдвинутых Штейном. Тем временем, пока бедолага тратил время на уговоры, японская корпорация Nintendo получила права на использование «Тетриса» в портативных игровых консолях. И уже в 1989 году в свет выходит знаменитая приставка GameBoy с игрой «Тетрис». Вот такой вот ход конем.

Это был ошеломительный успех. Более чем в 50 странах было продано около 125 миллионов версий игры «Тетрис», а общий доход исчислялся сотнями миллионов долларов. Ходят слухи, что Пажитнов от продаж собственного изобретения не получил ни копейки. И пусть твердят, что любой труд должен быть оплачен, случай с советским программистом говорит об обратном. Никому и дела не было до того, получает ли Пажитнов дивиденды или же все миллионы достаются чужому дяде. Главное, это ежегодно возрастающий спрос, который определяет предложение на рынке компьютерных игр. А владельцы «Тетриса» своих лидирующих позиций сдавать не собирались.

Сегодня игра реализована практически на всех современных компьютерах, мобильных телефонах, игровых приставках и прочих карманных игровых устройствах. Не сосчитать и многочисленных клонов «Тетриса», заполонивших игровой рынок.

Справедливости ради добавим, что благодаря легендарной игре, прибывшей из-за «железного занавеса», западный мир получил возможность поближе познакомиться не только с техническими новинками, но и с особенностями русского колорита, так сказать, раскрыть для себя загадочную русскую душу.

Дело вот в чем. Как оказалось, наиболее известная мелодия, ассоциирующаяся на Западе с «Тетрисом», это русская народная песня «Коробейники». Посему слова «Ой, полным-полна моя коробушка» знает каждый уважающий себя американский школьник, некогда игравший в «Тетрис». Поговаривают также, что многие западные музыкальные группы не упустили возможность сделать аранжировки и ремиксы на популярную мелодию из «Тетриса».

Что бы хотелось добавить ко всему вышесказанному. Согласитесь, что игра, признанная бестселлером не только в России, но и за рубежом, стала для каждого из нас неким сладостным воспоминанием о давно минувшем детстве, своеобразной ностальгической ноткой. Ведь недаром, сегодня трудно, если вообще возможно, назвать такую вычислительную платформу, где бы не было бы «Тетриса».