Туминас увидел в Онегине самого себя

Сегодня в Театре имени Вахтангова – спектакль по роману Пушкина, который начнут готовить к его трансляции в заграничные кинотеатры

В Академическом театре имени Вахтангова в день рождения Александра Сергеевича Пушкина – спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Одновременно в театре работает группа по созданию киноверсии постановки, которая выйдет на экраны Америки этой осенью.

Римас Туминас, боготворящий авторский первоисточник, не приближает насильственно уникальное творение Пушкина к нашему зрителю. Но при этом герои – такие же добрые наши знакомые и даже друзья, какими были автору в момент создания романа в стихах («Онегин – добрый мой приятель»). Пушкин писал «Онегина» в течение семи лет, и за это время менялся как сам автор, так и его герои (помните удивление Александра Сергеевича замужеством Татьяны?), а Римас Туминас на этом материале показал перемены, которые происходили с ним в контексте романа. Есть только один путь максимального сближения – идентификация с героем. Во время репетиций режиссер говорил артистам, что Онегин – это он сам, в более молодом возрасте, с его эгоизмом, гордыней и тщеславием. И такого Онегина играет Виктор Добронавов. Есть и другой Онегин, изменившийся с годами под действием обстоятельств (Сергей Маковецкий/Алексей Гуськов), но не настолько радикально, чтобы стать достойным любви Татьяны (Евгения Крегжде/Ольга Лерман). Другой, поседевший, убил друга – молодого поэта Ленского (Олег Макаров/Василий Симонов), и такому вряд ли Пушкин пожал бы руку.

В этом спектакле, с такой впечатляющей дуэлью, зритель отчетливо понимает, кто такой Онегин. По природе добрый человек, который из-за своей лени, себялюбия и светского двуличия оттолкнул девушку, с которой мог бы обрести счастье, убил друга, который ему доверял, и имел наглость объясняться в любви Татьяне, ставя ее перед ужасным выбором.

Вряд ли инсценировка Туминаса получила бы мировой отклик (а спектакль видели и в Европе, и в США, и в Канаде), если бы не было в ней настоящего героя, идеала, того, за кем можно пойти и кого можно полюбить навсегда. Туминас дает публике этот идеал – в лице Татьяны. Она – бесхитростная, искренняя, чистая и смелая девушка, антипод Онегина (роман построен на контрасте всех героев). До Пушкина мужчин и женщин, тем более в любовной истории, не сравнивали. А Пушкин сделал это, невольно столкнув слабого, при этом безжалостного Онегина – и сильную, цельную, верную Татьяну.

В самом начале романа Пушкин признался, что хорошо относится к Татьяне. Римас Туминас, отождествляя себя с Онегиным, который не то чтобы слеп (он же увидел все достоинства Татьяны), а, что еще ужаснее – «незряч сердцем», к главной героине поначалу относится с долей иронией. Ее «идеальность» показана в несколько утрированном ключе, подчеркивается ее провинциальная мечтательность, зависимость от обстоятельств и, что самое непростительное, – суетливость (зачем так быстро писать письмо?!).

Татьяна в постановке Туминаса мечется, мается и даже буянит (передвигает кровать). Сам Туминас, это известно, не выносит суету ни в жизни, ни в людях. Ведь именно великосветская суета доконала Онегина, так что, может, порывистость Татьяны и стала камнем преткновения для их любви. Но дальше, следуя за Пушкиным, режиссер со своей командой показывает духовный рост Татьяны, ее становление из деревенской девушки в мудрую женщину, которой восхищаются столетиями. И в такую Татьяну, конечно, нельзя не влюбиться и Онегину, и Туминасу, и всем-всем, кто способен отличать правду от лжи и стремится к истине.