Главная Культура 15:27 06 Июня 2022 4069
Белая сирень еще расцветет в Казани

Итоговый концерт фестиваля рахманиновской музыки можно было хоть сходу писать на диск

Сергей Бирюков, Казань – Москва
По качеству игры невозможно было догадаться, что ГАСО Татарстана и дирижер Михаил Татарников работают вместе впервые. Фото автора

С неоспоримой логикой XI международный фестиваль «Белая сирень», традиционно посвящаемый Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан музыке С.В.Рахманинова и его времени, завершился исполнением итогового произведения композитора – «Симфонических танцев». А если позволить себе более личностный тон, то могу признаться, что «рассказанная» в тот вечер 1 июня в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева драма жизни русского человека, которому выпало жить в эпоху трагических потрясений на его Родине, дополненная другими прекрасными партитурами – симфонической фантазией Сергея Васильевича «Утес» и Первым фортепианным концертом С.С.Прокофьева, стала для автора этой заметки одним из ярчайших впечатлений заканчивающегося сезона вообще.

Оно неудивительно. «Белая сирень» – один из фестивалей, на которых уже второе десятилетие строит свой сезон ГАСО РТ. Сам этот оркестр и его художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский прочно числятся среди лидеров симфонической отрасли далеко не только в масштабах России. Фестиваль нынешнего года замышлялся с особенно красивым акцентом: его дирижерский корпус должны были составить исключительно женщины. Но кто еще полгода назад мог предугадать, что грянувшие в начале 2022-го события сделают приезд в Казань многих музыкантов невозможным? Зато Александру Витальевичу удалось и в этой ситуации найти логичное и понятное решение: он перенес женский акцент на фортепианную часть, позвав солировать в концертах Рахманинова знаменитых Екатерину Мечетину и Полину Осетинскую, а также совсем юных звездочек Еву Геворгян и Варвару Кутузову, которых «поручил» своим коллегам-дирижерам – Арсению Ткаченко, Фабио Мастранджело, Димитрису Ботинису и Михаилу Татарникову. Лишь одно исключение допустил худрук оркестра и фестиваля – зарезервировал в самой середине смотра для себя и своего давнего друга Дениса Мацуева программу, в которой Рахманинов был представлен только Второй симфонией, но ведь и Шостакович, и Щедрин, чьи концерты (Первый и Второй соответственно) играл Денис Леонидович, тоже вдыхали, каждый по-своему, воздух рахманиновской эпохи…

В заключительной программе праздника, выпавшей на долю вашего покорного слуги, тоже хватало поводов для радостного удивления. Например, оказалось, что для Михаила Татарникова, которого мы хорошо знаем по многолетнему музыкальному руководству санкт-петербургским Михайловским театром, а также по сотрудничеству с ведущими оркестрами и театрами Европы (достаточно вспомнить громкую постановку «Снегурочки» в Парижской опере в 2017 году), эта встреча с Госоркестром Татарстана и вообще визит в республику стали первыми. Чего никак нельзя было предположить по качеству совместной игры – хоть сходу пиши на диск. Дело не только в технически безупречном воспроизведении рахманиновского текста, но в его поразительной образной силе. В симфонической фантазии «Утес» исполнители прямо-таки «вели» твой мысленный взгляд-воображение, то маня его «вверх» к золотящейся солнечными лучами макушке громады и вьющимся вокруг нее утренним птичкам (тремоло скрипок, щебечущие голоса флейт, гобоев, кларнетов), то оттягивая «вниз» в угрюмую тень (сумрачные линии виолончелей, контрабасов, валторн, тромбонов), а главное – наполняя эту музыкальную живопись эмоциями. Ты буквально погружался в темную бурю, бушующую в душе великана, растущую там до кульминации отчаяния, а под конец утихающую в безнадежном оцепенении.

Дальше в программе наступила чудесная интермедия в виде Первого концерта Прокофьева. Трудно представить себе более несхожих по душевному устройству художников. Современники-рецензенты не зря называли раннюю прокофьевскую музыку (концерт написан 21-летним композитором) «футбольной». Другое дело, что кроме маршевого задора, стремительных пассажей и головокружительных скачков здесь хватает и волшебно красивой, трогательно-проникновенной мелодики, которую традиционалисты не сразу оценили – а ведь и в ней внимательное ухо может расслышать отголоски рахманиновской душевности. Все эти качества передал тандем оркестра с 18-летней ученицей Гнесинской одиннадцатилетки Варварой Кутузовой. Варе, на мой слух, удалось перенести на прокофьевский материал и свой опыт исполнения моцартовских концертов, которых она немало переиграла в детстве – их юный оптимизм здесь пришелся очень кстати. Но появилось в ее игре и нечто новое – умение строить тембровую интригу: вмиг освобождать звук от земной материальности, делать его стратосферно-лучистым, потом взрывать молодой страстью, наполнять сумасшедшей энергией радостного перезвона … А ведь это тоже была премьера – ни Варя Первого концерта прежде не играла, ни с Михаилом они до нынешней казанской встречи не общались. Да и вообще у девушки сейчас напряженная полоса госэкзаменов в школе, в которую очень трудно вписать гастроли, тем более такие ответственные… Если подправить некоторые неизбежные в такой ситуации шероховатости (где-то пианистка слишком увлеклась темпом, где-то оркестр на несколько секунд перекрыл ее своей звуковой массой), то, надеюсь, в будущем эта партитура могла бы стать совместным хитом солистки и коллектива.

Для Варвары Кутузовой исполнение Первого концерта Прокофьева тоже стало премьерным. Фото пресс-службы ГАСО РТ

Что же касается точного, по-русски простого и глубокого исполнения Этюда-картины Рахманинова соч.33 соль минор, равно как и изящной «тарантеллы» – «Сказки» №2 из соч.26 Николая Метнера, сыгранных Варварой на бис, то здесь у меня замечаний вовсе нет – только оценка «5+» (надеюсь, школьница – пока еще! – Варя не обидится на такой тон).

Ну и, наконец, о том, что заставило поставить нынешнее событие в ряд вершин «моего» сезона: Симфонические танцы. Своего рода возвращение, через много прожитых и пережитых композитором лет, странствий, потрясений – к захватившей еще в юношестве теме одиночества и невозможности счастья. Только все это – неизмеримо разработанней, со вселенски-всеохватной системой смыслов. Например, ярко русскую мелодию в середине первой части запевает ярко «американский» инструмент саксофон, и лишь потом она, словно позволяя на несколько минут забыть о чужом заокеанском окружении, обретает «родное» для композитора звучание – струнные с роялем, соединение которых, возможно, навеяно ностальгией по домашнему музицированию в любимой Ивановке. Обратный процесс происходит во второй части, где даже смычковые под ее конец обретают урбанистичную резкость звука, как трубы в ее начале.

Финал – настоящая схватка двух тем: гротесково искаженной древней католической мелодии Dies irae, ставшей в мировой традиции устойчивым образом зла, и «вспомненного» композитором православного гимна «Благословен еси, Господи» из его «Всенощного бдения» 1915 года. Накал этой битвы до последних тактов удерживается оркестром… Но почему-то еще больше, чем громкие крайние разделы, впечатлила меня тихая середина финала – «глаз урагана», в гипнотическом омуте которого сознание пытается нащупать среди неясных мотивов-призраков забытую мелодию вальса, когда-то символизировавшего молодость и любовь, и кажется – вот-вот она всплывет из подсознания, и уже с надеждой устремляются вверх скрипки – но устало-печально опускается их линия вниз: искомое так и не найдено, гибельная скачка возобновляется… Поразительное композиторское мастерство – и уникальная музыкантская, человеческая зрелость оркестра, рассказавшего эту пронзительную историю слушателям.

В 11-й раз музыка Рахманинова венчает сезон казанского оркестра. Фото Пресс-службы ГАСО РТ

– Я много слышал от коллег-дирижеров, от солистов, игравших с ГАСО РТ, восторженных слов о коллективе, – признался после концерта Михаил Татарников. – Хорошо знаком и с Александром Сладковским, которого приглашал в Михайловский театр ставить «Летучего голландца». Но работать с оркестром самому – совсем другой уровень контакта. Это коллектив европейского, а значит – мирового (все равно лучшие оркестры мира – на нашем континенте) уровня.

– В Казани я уже не первый раз, словно вернулась в дом друзей – четыре года назад играла на «Белой сирени» с Госоркестром Татарстана Первый концерт Щедрина, – рассказала Варвара Кутузова. – Нынешний визит, как и прошлые, принес с собой что-то новое и важное – в моем репертуаре появился Первый концерт Прокофьева, я познакомилась с Михаилом Петровичем, и надеюсь, ему и оркестру было со мной так же комфортно, как мне с ними…

…Тем временем та самая белая сирень, к концу фестиваля обычно минующая пик своего цветения, в нынешнем нежарком году только начала распускаться. Не символично ли: Казань словно не хочет расставаться с прекрасными творениями природы и музыки, веря – настоящее тепло еще вернется.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11515
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7219
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6893
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6112
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6019
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?