"ШПОРЫ" БЫВАЮТ РАЗНЫЕ: ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ, КРАСНЫЕ

Алексей, студент 3-го курса юрфака:
- Есть у нас умельцы, у которых не "шпоры" -

Алексей, студент 3-го курса юрфака:
- Есть у нас умельцы, у которых не "шпоры" - произведения искусства. Но времени на их изготовление уходит больше, чем на подготовку к экзамену. Я предпочитаю небольшой листочек. Он удобно помещается между самим билетом и бумагой, на которой пишешь. Сидишь себе, по строчке списываешь и "шпору" продвигаешь. Можно, конечно, на больших листах писать, но их прятать и доставать сложно. Маленькую удобно в ладошке держать, зато преподаватель может заинтересоваться: что это ты так свои руки разглядываешь? Кстати, большинство "шпор" сейчас машинописные. Те, у кого есть компьютер, а их большинство, набирают текст мелким шрифтом.
Говорят, когда-то у нас Амаяк Акопян учился. Сидит на экзамене на первой парте и катает. Ну видно, что катает, а откуда - не понять. Препод весь извелся. В конце концов не выдержал:
- Акопян, я тебе "пять" поставлю, покажи, где "шпора".
- Ап, - и неизвестно откуда появился листок, который фокусник виртуозно крутил между пальцами.
Марина из МАИ:
- У меня есть юбка, знаменитая на весь институт, хорошим подругам даю ее надеть на экзамены. Называется она "бомболюк". Юбка джинсовая, на подкладке, с разрезами. К подкладке я приладила несколько кармашков для "шпор". Очень удобная вещь. Пол-института выручала.
Зырянов Дима, абитуриент:
- "Шпоры" всегда должны быть под рукой. Или лучше на руке. Для этого берутся старые часы, из них вытряхиваются внутренности. Листочек с формулами закладывается внутрь. А в нужный момент начинаешь "заводить часы", и шпора вылезает.
Ираида Глебовна, преподаватель колледжа:
- Списывающего студента издалека видно. Вот он в окно посмотрел, в потолок. И взгляд такой глубокомысленный. А потом невзначай или на коленку, или на соседний стул.
Н.В. Шевцов, преподаватель МГИМО:
- Мне абсолютно все равно, списывает студент или нет. Я на это закрываю глаза. Когда "шпаргалочник" будет отвечать по билету, достаточно одного-двух вопросов, чтобы он засыпался, если не знает предмет. Другое дело - вступительные экзамены или выпускные "госы". Здесь подход экзаменаторов формализован. Если заметят шпору, может случиться и большой скандал.
А.В.Тудос, старший преподаватель Академии МВД РФ:
- У нас вот учатся люди солидные - начальники милиции, заместители. Это от майора и выше. А ведь списывают! Шпаргалки делают, как дети (у нас разрешается пользоваться программой, вот они в нее и вписывают, что нужно). И как не списывать? Я сам пошел на курсы повышения квалификации. А там - столько всяких определений. Пришлось браться за шпаргалку.
* * *
Можно принять к сведению эти способы сдачи экзаменов или придумать что-то свое. Запомните главное: если уж вы решились пользоваться шпорами - делайте это уверенно и спокойно. Редкий преподаватель замечает саму шпаргалку. А вот на нервных экзаменующихся реагируют, как быки на красную тряпку. Кстати, многие преподаватели, по их словам, к "шпорам" относятся нормально, считают, что, изготавливая их, студент повторяет материал.
Игорь Васильевич Бестужев-Лада, академик Российской академии образования:
- Пользовался ли я шпаргалками в студенческие годы? Да, конечно. Маленькие кусочки бумаги заранее распихивал по всем 8 карманам пиджака и брюк. Ради этого пиджак надевал обязательно - в любую погоду, даже при тридцатиградусной жаре. Писал мелкими буквами на крошечных листочках. Примерно знал, что могут спросить. При этом пользовался одним обязательным правилом: если спрашивали про слона, а я выучил все про муравья, отвечал, что муравей во много раз меньше слона и дальше уже бодро выкладывал все, что я знал про муравья. Это срабатывало: я получал неизменные пятерки и даже именную стипендию.
Леонид Рудольфович Сюкияйнен, доктор юридических наук:
- Шпаргалкой пользовался один раз в жизни, и что интересно - именно этот зачет не сдал. Мы сдавали гражданскую оборону - студенты сокращенно называли этот предмет ГРОБ. Так как я знал очень мало, взял с собой в качестве шпаргалки весь учебник и попросту сел на него. Товарищи знали, что учебник подо мной, и, как только раздали билеты и преподаватель отвернулся, стали просить посмотреть: один - одно, другой - другое. Успевал отвечать и на свой билет ответ списал подробно. А на следующий день пришли смотреть список: все сдали, только моей фамилии нет. Оказалось, впопыхах я списал не с той страницы учебника. Урок был хороший - больше шпаргалками не пользовался.