"ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ В СВОЙ КОЛХОЗ!"

Полвека назад на экраны вышел фильм "Кубанские казаки". По-разному складывалась его прокатная судьба: шумный успех сменялся годами забвения, попреками в лакировке действительности... Менялись времена, вожди, судьи и критики, но интерес к картине не ослабевает. Она по праву вошла в "Золотую серию" отечественного кино. Своими воспоминаниями, мыслями о фильме сегодня делятся:

Марина Ладынина, народная артистка СССР:
- Пора уже было выезжать в экспедицию на Кубань, приступать к съемкам, а Пырьев никак не мог отыскать актера на роль Гордея Ворона. И вдруг в спектакле Театра имени Вахтангова я увидела ну просто живого нашего Гордея Гордеича! В программке я прочла, что это артист Сергей Лукьянов. И тут же сказала о нем Ивану Александровичу. Но он, увидев Лукьянова, счел его кандидатуру неподходящей, о чем сказал мне со всей свойственной ему категоричностью. Я в недоумении спрашиваю у ассистента режиссера: "Как проходил показ?" Выяснилось, что Лукьянов был без грима, в обычной одежде. Как сделать, чтобы Иван Александрович посмотрел его в гриме? Ассистент вызвал артиста еще раз, попросил его загримироваться. Фотопробы показали Пырьеву. "Кто это? - спросил Иван Александрович. - Срочно заключите с ним договор!"
Так Сергей Владимирович пришел в группу. Он был великолепен в образе Гордея Гордеича, найдя в роли глубокие и неожиданные оттенки и краски. Если и мне что-то удалось сделать в этом фильме, то я обязана этим такому замечательному партнеру, каким был для меня Сергей Лукьянов.
Когда мы только приступили к съемкам фильма, со мной разговорился по душам один председатель колхоза: "Зачем ты взялась за этот фильм? Ты неплохая актриса, но все равно кубанскую казачку тебе не сыграть". После выхода фильма на экраны я получила от него письмо, где он писал: "Когда там в кино ты идешь по стерне, у тебя и юбка телепается по ботинкам, как у наших баб". Вот - самая лучшая кинорецензия.
Запомнилось и еще одно письмо. На нем был такой адрес: колхоз "Заветы Ильича", Галине Ермолаевне Пересветовой. Ниже приписка, сделанная на почтамте: Москва, "Мосфильм", Ладыниной. "Мне захотелось в ваш колхоз, там, где можно работать, - писал школьник из Баку. - Я смотрел кинокартину "Кубанские казаки", и мне понравилась та колхозная жизнь, в которой вы живете. Нас дома трое: я - буду учиться на тракториста, мама может работать счетоводом, а бабушка - где-нибудь в поле..." Наивное, но какое безграничное доверие к кино и какая тяга к светлой, прекрасной жизни! В одной из заграничных поездок в ответ на вопрос западного корреспондента: "Что вы считаете самым важным, главным в искусстве?" - я рассказала про письмо мальчика.
У Ивана Александровича была поразительная интуиция, позволявшая находить композиторов именно для данного фильма, ставить перед ними задачи, вытекающие из его режиссерского видения материала. Помните песню "Каким ты был"? Идею Пырьев отчетливо обрисовал поэту Матусовскому и композитору Дунаевскому, которые блистательно выполнили "заказ".
Сейчас о наших картинах чего только не услышишь. Да, наши фильмы, конечно же, были продуктом своего времени со многими вытекающими отсюда последствиями. И это - чистая правда. Но не вся правда. Ведь и сегодня еще я получаю благодарственные письма от зрителей, пожилых и молодых. И, как правило, они не так уж склонны принимать за чистую монету все, что им показывают на экране, но до сих пор попадают под обаяние музыкально-поэтической стихии кинооперетты, мюзикла - жанра, которым Пырьев владел в совершенстве и который, я уверена, имеет-таки право на самые невероятные отклонения от жестокой логики реальности в сторону фантастически сказочного развития сюжета. Эта упоенная радость бытия, веселая доброта, определявшие тонус наших картин, были привнесены в них прежде всего благодаря личности Пырьева с его искрометным талантом и фантазией, истовой верой в то, что добро в жизни во что бы то ни стало должно победить. Да, мы верили в конечное торжество справедливости. Мы и вправду считали, что рождены, чтобы сказку сделать былью, - и обращали в своих фильмах сказку в быль, или, если хотите, быль в сказку, используя соответствующие эстетические приемы, перенося фольклорные мотивы в современные сюжеты.
Клара Лучко, народная артистка СССР:
- В один из дней в Театре киноактера, где я работала, появилось объявление о том, что режиссер Пырьев собирается читать свой новый сценарий - "Веселая ярмарка". На встречу с Пырьевым шла, как говорится, "за компанию" со своими подругами, которых наш учитель Сергей Аполлинариевич Герасимов рекомендовал на роли в этой комедии. Обо мне он в характеристике написал: "Лучко - тургеневская героиня, ей надлежит играть лирические классические роли". Поэтому о Даше Шелест, молодой колхознице из "Веселой ярмарки", мне и не думалось. В раздевалке я столкнулась с Иваном Александровичем. Он внимательно посмотрел на мою кроличью шубку, белый платок, повязанный узлом, поздоровался и быстро прошел в зал. Спустя несколько дней я вместе с другими актрисами получила приглашение на фотопробы...
Первым, кто поздравил меня с утверждением на роль Даши Шелест, был Александр Петрович Довженко. Мы встретились с ним в коридоре студии, и он сказал: "Девушка, вы прошли худсовет. Желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино". Вот такое благословение получила от Мастера.
Накануне отъезда на Кубань в гримерную зашел Сергей Владимирович Лукьянов. Он должен был играть Гордея Ворона. Увидел меня и сказал: "Я - пропал!" После выхода ленты на экран мы поженились, у нас родилась дочь Оксана.
Мне и сегодня снятся незабываемые дни съемок в совхозе "Кубань". Пырьев нас заставлял вживаться в образы героев фильма, жить их жизнью. Мы и на комбайне научились работать, ночью зерно сгребали на току... Был случай, когда Иван Александрович, недовольный верховой ездой одного из актеров, стащил его с седла и сам, как был в тапочках и в пижаме, вскочил на коня и помчался по ипподрому. Так мы узнали, что Пырьев - отличный наездник; что в детстве он был пастухом.
Перед выходом на экраны фильм посмотрел Сталин и предложил новое название - "Кубанские казаки". По его же рекомендации Владлену Давыдову не разрешили исполнять песню "Мы с тобою не дружили, не встречались по весне, но глаза твои большие не дают покоя мне". Давыдов тогда снялся в фильме "Встреча на Эльбе" в роли офицера Советской Армии, армии-победительницы, и вдруг будет петь как опереточный певец? Нельзя... Сколько было потом таких "нельзя"! Картину то снимали с проката, то вновь возвращали на экраны.
С фильма "Кубанские казаки" началась моя жизнь в кино. Он принес мне признание и любовь зрителей.
Три года назад мне довелось побывать в станице Михайловская, где я познакомилась с местным киномехаником Николаем Васильевичем Любченко. Лицо его показалось знакомым: я где-то его видела, но вспомнить никак не могла. А он мне напомнил эпизод из фильма: во время съемок у меня слетел с головы газовый шарфик, и он, тогда только что демобилизованный моряк, недолго думая, подхватил его на ветру и подал мне. Операторы не сориентировались, и морячок попал в кадр: Пырьев готов был всех убить на площадке. Но знай Иван Александрович, какого преданного и, главное, бескорыстного поклонника мы обрели в лице этого галантного кавалера, он бы наверняка простил "беспорядки" на съемочной площадке. Оказалось, наши "Кубанские казаки" произвели на моряка такое впечатление, что на "гражданке" он решил посвятить свою жизнь пропаганде советского кино: устроился работать киномехаником. Началась перестройка, а потом - приватизация. "Бизнесмены от искусства" по своему вкусу формировали кинопрокат, где места таким картинам, как "Кубанские казаки", не нашлось, и она оказалась на свалке. Николай Васильевич нашел ленту и еще несколько советских мультфильмов и во время летней страды, школьных каникул стал ездить по колхозам и совхозам, пионерским лагерям, демонстрируя за символическую плату. А деньги перечислял в бюджет отдела культуры. Представляете, так и по сей день.
Михаил Якименко, житель Курганинска:
- Когда мы узнали, что в наш совхоз едут артисты снимать кино про казаков, такое началось! Между каждой хатой, в которой должны были гостевать артисты (тогда у нас гостиницы в станице не было), началось самое настоящее соревнование за хату, как после говорили, образцового содержания. Станичницы - бабы аккуратные, но тут чи-сто-ту на-ве-ли! Когда приехали артисты, народ валом повалил: прямо скажу, остались казаки довольны такими красавцами. "Добрый будет фильм", - говорили старики, разглядывая Марину Ладынину, Клару Лучко, Сергея Лукьянова, Владлена Давыдова, Екатерину Савинову...
Молва о том, что у курганинцев снимается кино, быстро разнеслась. Стали к нам из ближних хуторов подтягиваться, чтобы и самим попасть в кадр. Желающих сниматься было много, особенно когда каждому из участников массовки стали выдавать после съемок по 25 рублей. Все толпились в сторонке, ожидая команды режиссера: "Пошел народ, народ пошел!" Вечером мы сдавали реквизит - жакет, кубанку, - нам возвращали паспорт и вручали деньги. Сам себя в фильме я что-то не разглядел, но соседа со связкой шаров - узнал.
Кстати, о воздушных шарах. Многие дети тогда их впервые увидели. И, как вспоминала дочь тогдашнего председателя колхоза Табакова, к которому собирались артисты на ужин, они бегали на съемки, чтобы потом получить эти чудо-шары в подарок.
Ярмарку, где разворачиваются события в фильме, разместили у старого деревянного элеватора, подвесили и огромный портрет Сталина. Когда фильм вышел на экран, этот портрет в кадре был, но позже его вырезали. Богатая, веселая, многолюдная получилась ярмарка в картине. Но снимали-то ее на пустыре! Установили арку - вход на ярмарку, павильоны, даже карусели были привозными, деревья понасажали. Но фрукты, овощи были наши, кубанские.
Арку эту председатель колхоза выкупил у съемочной группы, установили ее в Курганинске, на перекрестке улиц Розы Люксембург и Демьяна Бедного. И стала она своеобразным ориентиром. "Живу за аркой", - говорили курганинцы. При коммунистах у арки встречались колонны демонстрантов, а в годы перестройки она исчезла куда-то. Сейчас мы решили восстановить арку как память о фильме, ставшем частицей нашей биографии!