ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА. И НЕУДАЧНАЯ

Минувшая пятница стала для представителей Тюменской нефтяной компании (ТНК) печальной датой - на годовом собрании акционеров государственного нефтегазового холдинга "Славнефть" они в третий раз (теперь уже, видимо, окончательно) проиграли. В течение последних месяцев ТНК неоднократно пыталась "откусить" кусочек государственного "пирога", потихоньку скупая акции главных дочерних предприятий "Славнефти" и планируя провести своих людей в руководство самой материнской компании. Все попытки закончились с нулевым результатом. Более того, президент "Славнефти" Михаил Гуцериев заявил о намерении присоединить ТНК к холдингу.

В начале июня представители ТНК пытались сорвать собрание акционеров основного перерабатывающего предприятия холдинга - завода "Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС). Был подан иск в защиту якобы ущемленных прав некой группы акционеров, нацеленный на отмену собрания, а следовательно, и выборов совета директоров. Спустя некоторое время в ТНК все же поняли, что, оттягивая неминуемый провал на выборах, изменить расклад сил не получится, и забрали исковое заявление. В результате ТНК не получила ни одного места в совете.
27 июня "тюменцы" предприняли попытку отыграться на крупнейшем добывающем предприятии российско-белорусского АО, когда выбирался совет директоров АО "Славнефть-Мегионнефтегаз". Второе поражение оказалось еще более ощутимым, все 7 мест достались представителям государственной компании, а ранее входивший в совет "Славнефти" Игорь Мировский вообще лишился своего директорского кресла.
Представлявшая интересы ТНК кипрская оффшорная группа "Липогон" недобрала необходимого для представления своего кандидата в совет двухпроцентного пакета акций и осталась ни с чем. Более того, в ходе годового собрания "Мегионнефтегаза" выяснилось, что кипрская фирма приписала себе лишний миллион акций.
Предполагалось, что третью серьезную попытку "зацепиться" в "Славнефти" "тюменцы" предпримут на годовом собрании материнской компании, проходившем в минувшую пятницу. Но и здесь их ждала неудача. Все тот же Мировский опять остался без места, поскольку уже другая (но тоже кипрская!) оффшорная фирма "Сюретек лтд", представляющая ТНК, снова попала впросак. "Сюретек" попросту не был допущен к голосованию, поскольку выяснилось, что солидный пакет акций "Славнефти" (12 процентов) приобретен с нарушением российского законодательства. В совете директоров "Славнефти" оказались только представители российских или белорусских государственных структур.
Обострение интереса частных инвесторов к совместному российско-белорусскому государственному холдингу вполне понятно: за прошедшие полгода после прихода в "Славнефть" команды Михаила Гуцериева еще совсем недавно обремененная проблемами компания стала оперяться и крепнуть. Кстати, так вышло, что на собрании речь шла преимущественно об успехах нынешнего полугодия, а не о результатах прошлого года, как предполагалось по регламенту. Но говорить было о чем.
За период руководства Гуцериева в "Славнефти" стабилизировалась добыча нефти, достигнуты договоренности с японскими партнерами о выделении заводу "Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС) кредита на реконструкцию, да и налоговая служба вполне довольна холдингом. За полгода сама "Славнефть" сильно изменилась: прошло значительное сокращение штатов, недавно созданное собственное казначейство позволяет исключить "таинственные исчезновения" выручки, ни один новый проект не начинается без тщательно проработанного бизнес-плана.
Успех "Славнефти" в экономической и в политической областях настолько очевиден, что белорусский президент Александр Лукашенко обратился к руководству России с просьбой приостановить планируемую приватизацию части российского пакета акций компании, а еще лучше вообще отказаться от нее. Ведь теперь всем очевидно, что госсобственность может работать ничуть не хуже частных компаний. Если, конечно, ею правильно управлять.
Одним из основных успехов новой команды можно считать изменение корпоративной политики и имиджа компании. "Славнефть" стала активным игроком на рынке, способным постоять за себя и отбиться от агрессивных конкурентов. Подтверждение тому - история с Тюменской нефтяной компанией, которая теперь сама может, как часто случалось в мировой корпоративной истории, стать объектом поглощения.