АКЦИОНЕРАМ ДАЛИ ПРИКУРИТЬ

Новым конфликтом в духе приснопамятного Выборгского ЦБК едва не закончилось внеочередное годовое собрание акционеров на Балабановской спичечной фабрике, что в Калужской области. По распоряжению генерального директора предприятия группу акционеров, контролирующих более 52 процентов акций ЗАО "Плитспичпром", не допустили на заседание и вынудили проводить альтернативное собрание.

Ирония судьбы заключается в том, что гендиректора фабрики Н. Егерева поддерживает лишь около трети акционеров. При этом владелец основного пакета - холдинг "Металлоинвест" - уже почти год фактически лишен возможности участвовать в управлении предприятием.
Конфликт на балабановском ЗАО "Плитспичпром" начался после августовского кризиса 1998 года. Новый генеральный директор решил закрыть крупнейшим акционерам фабрики доступ к любой информации о финансовых и товарных потоках предприятия. Забыв, что в свое время именно эти акционеры вложили в спичечное производство более 4 млн. долларов, что, собственно, и позволило фабрике дожить до наших дней.
С тех пор и идет эта странная "необъявленная" война. С одной стороны, московские акционеры пытаются хоть как-то реализовать свои права на участие в руководстве предприятием. Тем более, что законность приобретения холдингом "Металлоинвест" контрольного пакета акций ЗАО "Плитспичпром" специально для Н. Егерева подтвердил Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Однако это, как водится, не убедило гендиректора. Дело дошло до банального подлога документов. В сентябре прошлого года "Металлоинвест" на очередном собрании акционеров провел в состав совета директоров четверых своих представителей из семи. Это отражает распределение акций между основными акционерами. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но не тут-то было. Материалы счетной комиссии, контролируемой Н. Егеревым, были переоформлены задним числом. Согласно им, участие в собрании акционеров двух юридических лиц, представляющих "Металлоинвест" и от которых было избрано два члена совета директоров, признано... недействительным в связи с недостаточностью предоставленных документов. Как следствие - перераспределение мест в пользу гендиректора, который с тех пор перестал даже создавать видимость отчетов перед советом директоров и тем более перед акционерами. Забегая вперед, заметим, что сегодня этой историей занимаются правоохранительные органы. Но это сегодня. А тогда...
Инвесторы возмущались, гендиректор потирал руки, областные власти делали вид, что ничего не происходит. Словом, вялое противостояние в Балабанове продолжалось до тех пор, пока акционерам из "Металлоинвеста" не удалось инициировать проведение внеочередного собрания акционеров. При этом они не скрывали, что намерены поставить вопрос о руководстве фабрики. Однако, как это водится в современной промышленной истории России, генеральный директор и его сподвижники решили свою проблему достаточно просто. Несмотря на протесты и недоумение представителей Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), Н. Егерев решил не пускать фактических владельцев предприятия на это собрание и солировать на нем самостоятельно.
В этих условиях и было принято решение о проведении альтернативного собрания акционеров, объединяющих более 52 процентов акций. Опальные акционеры переизбрали совет директоров и решили вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего гендиректора в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей...
Собственно говоря, по такому же сценарию развивалось и годовое собрание акционеров. Снова владельцы контрольного пакета акций не были допущены на него по формальным причинам и вынуждены были провести собственное собрание, на котором также утвердили новый состав совета директоров. В то же время собрание под руководством гендиректора Н. Егерева перенесло встречу акционеров на 4 июля, когда по закону им будет достаточно 30 процентов голосов для принятия любых решений.
Сегодня ни для кого не секрет, что Н. Егерев сознательно блокирует проведение полноценного собрания акционеров, предвидя свою неминуемую отставку и неминуемое расследование деятельности балабановского "феодала" со стороны правоохранительных органов. Собственно, ему есть чего бояться. Неизвестно, на какие деньги гг. Аксенов, Бычков и Кузин скупали у мелких акционеров акции. И факт того, что на предприятии, где на каждом втором заседании совета директоров рассматриваются просьбы работников о выделении 100-150 тыс. рублей в виде займов на улучшение жилищных условий (а таковые выдаются на консолидацию акций в доверенном кругу директора), заинтересовал в конце концов правоохранительные органы. По этому поводу возбуждено уголовное дело.
Ситуация на "Плитспичпроме", как это ни прискорбно, типична для современной российской экономики. Хорошо, что события здесь пока не развиваются по выборгскому или качканарскому сценарию. Собственно, конфликт до сих пор удерживается в рамках приличий исключительно благодаря тактичной позиции "Металлоинвеста".
Дальнейший сценарий развития событий сегодня напрямую зависит от позиции государственных органов. Ожидается, что в ближайшее время в ситуацию должна вмешаться ФКЦБ, представители которой при проведении последнего собрания акционеров фактически были посрамлены действиями гендиректора.
А пока Н. Егерев подрывает доверие потенциальных инвесторов к Калужской области в целом. Тот факт, что законные владельцы не могут участвовать в управлении предприятием из-за его амбиций, вряд ли способствует росту инвестиционной привлекательности региона.