КАКОГО ЦВЕТА ДЖОМОЛУНГМА?

В горы не ходят. В горы - уходят. Как в высокую мечту. Лучше других сказали и спели об этом Юрий Визбор и Владимир Высоцкий в пронзительных стихах и песнях. А в живописи, пожалуй, это удалось художнику Сергею Дудко. Так считают его друзья-альпинисты. Почему?

- Сергей горы пишет не со стороны, а с гор. Он художник-восходитель, поэтому знает, как на ботинках поскрипывают острые "кошки", вгрызаясь в лед. На его полотнах горы настоящие.
Эти ребята совсем недавно спустились с Джомолунгмы - Эвереста - Сагарматхи, взойдя на сумасшедшую высоту в 8848 метров! Краснодарский художник Сергей Дудко в гималайской экспедиции был с ними, как принято говорить, в одной связке.
В небольшой мастерской я застал художника за необычным занятием. Он раскладывал по полу на просушку холсты, привезенные оттуда - с Эвереста. Мне почему-то вспоминался в тот момент старинный российский способ отбеливать льняные полотна по первоснежью. Только дудковские выстираны и отбелены другими - гималайскими ветрами и морозами. Но откуда же тогда такое разгульное празднество красок? Ведь вымерзнуть и побелеть они должны были, эти холсты, как те полотна на первом снегу.
- Такого цвета Джомолунгма, - просто сказал Сергей.
Однажды он уже писал эту царь-гору. Не с натуры. С натуры написаны десятки. А скорее, сотни вершин Кавказа, Памира, Тянь-Шаня. А тут увидел Эверест на черно-белой фотографии из популярного журнала и взялся за кисть. Ну зачем, скажите на милость, сдалось это школярство уже признанному художнику, чьи картины разъехались по всему миру в музеи и частные собрания? Скорее всего, то было предчувствие встречи с Эверестом.
Я спросил:
- В цветовой гамме тогда не ошибся?
Сергей ответил:
- Знаешь, все сошлось, как будто мою гору наложили на ту, настоящую.
Вот так же счастливо "все сошлось" в этом походе на крышу мира для всех участников экспедиции "Кубань-Эверест-2000", которой руководил начальник Краснодарского юридического института МВД России генерал-майор Юрий Агафонов. Главным консультантом с ними шел один из первых российских восходителей на Эверест в 1982 году Сергей Бершов. И это придавало уверенности.Двенадцать россиян взошли на вершину по северо-восточному гребню. К слову, именно по этому маршруту когда-то штурмовала гору китайская экспедиция альпинистов, которой руководил лично великий кормчий Мао Цзэдун.
У подножия Эвереста есть кладбище. Большинство могил на нем символичны - альпинисты навечно остались на горе. Человечество уже заплатило несколькими сотнями жизней граждан различных стран мира. Пятеро из них - россияне. Буквально на другой день после успешного штурма вершины тремя четверками кубанских восходителей к этому мартирологу добавилось еще три имени: погибли восходители из экспедиций Китая и Дании.
Смертей могло быть больше. На пределе сил в тот день боролась за выживание на гребне Эвереста непальская альпинистка и уцелела.
Молодой альпинист из Армавира Олег Афанасьев, который шел в последней четверке, застал непальскую альпинистку в истерике: ее попросту бросили и, скорее всего, она погибла бы. Олег, который сам вымотался страшно и здорово рисковал, помог девушке спуститься.
Восхождение наших альпинистов по той Гулливеровой сосульке Сергей Дудко запечатлел на одном из этюдов. Он писал его на площадке базового лагеря - это больше пяти километров над уровнем моря. Ветер, мороз, слепящее солнце. И кисть не примерзла к холсту лишь потому, что у Дудко есть маленькая хитрость в приготовлении красок. Готовясь в экспедицию, каждый тюбик он "раскручивает" снизу, заряжая шприцем специальный раствор, не дающий кобальту, охре, кармину затвердевать не морозе. Все это "выдерживается" в тепле больше года. А дудковская акварель вообще пьяная, потому что разводится не водой, а водкой. Эти и другие хитрости горного пейзажа художник изучал не в теплых аудиториях, а в походах. Он мастер спорта по горному туризму.
- Нас обошел, - шутит Иван Аристов. - Мы-то все больше камээсы (кандидаты в мастера спорта. - Авт.) и перворазрядники. Странно, но это факт. Зато на счету почти у каждого участника экспедиции есть покоренные семитысячники и даже восьмитысячник.
- Да ладно, - меняет тему Иван. - Не это главное. Восхождение на Эверест мы начали не с базового лагеря на его склоне, а с тренировочного полигона на нашем родном Эльбрусе (5638 м). Когда шли по тропе к лагерю "Айбиси", попали под камнепад. На глазах у Кадошникова убило яка, на котором шерпы поднимали кислород для одной из богатых коммерческих команд. Кстати, цена подобного восхождения свыше 45 тысяч долларов США. Так что нанять шерпов для доставки грузов нашим ребятам было не по карману. Сами сновали, как муравьи, из лагеря в лагерь. Нижняя отметка - 5150 м. А верхняя - 8300. Эти переходы снизу вверх и сверху вниз сопровождались простудами и ангинами, физическим и нервным истощением. Тут наступил черед врача Андрюши Александрова, который и сам вместе со всеми работал на горе за двоих. Но к пилюлям горный лекарь прибегал редко. А вот банька с настоящей парилкой на высоте 5 км - это да!
Все это длилось свыше пятидесяти суток, пока с третьего выхода группа Аристов-Кадошников-Александров-Фуколов не начала штурм самой вершины с отметки 8300 метров. Вышли (как же инородно это слово в описании фактического ползания по потолку!) из лагеря в 4 утра. Вроде бы легкие рюкзаки сразу превратились в свинец. Кислородные маски словно примерзли к лицам и мешали обзору собственных ног. Поэтому продвигались практически на ощупь.
И так - сантиметр за сантиметром одиннадцать часов подряд. Поддерживали себя лишь крохотными кусочками суджука и воблы. А "пообедали" на самой макушке Эвереста, когда стихли штормовые порывы ветра и солнце стало действительно теплым. Меню было, пожалуй, самым непритязательным в мире. Ребята просто пожевали, как мороженого, сухого, обезвоженного гималайского снега. А потом Коля Кадошников - откуда силы взялись - разулся и босиком сплясал на этой запредельной верхотуре нечто похожее на лезгинку.
По следу первопроходцев прошли другие первопроходцы. Не ищите в этой фразе стилистической погрешности. Любой, кому покоряется Эверест, имеет право на титул первопроходца.
Экспедиция кубанских альпинистов подняла на вершину икону Покрова Божьей Матери. Выше ее нет на земле ни одного святого образа.
- Я человек не религиозный, - скажет позже художник Сергей Дудко, - но верю, что икона помогла нам.