НИЧЕГО ВОЙНА НЕ СПИШЕТ

В сложившейся на Северном Кавказе ситуации на Ставропольский край в последние годы выпала роль своего рода защитного буфера на пути проникновения экстремизма в глубь России. Понимая это, террористы не прекращают наносить удары по этому региону, мстя за поражение в Чечне. Буденновск, Пятигорск, Невинномысск, Ессентуки, Минводы - эти русские города по-прежнему под прицелом бандитов.Об этом корреспондент "Труда" на днях беседовал с начальником ставропольской милиции генерал-лейтенантом Александром САПРУНОВЫМ.

- Александр Георгиевич, эхо мартовских взрывов в Минеральных Водах и Ессентуках стихло. Новые подобные теракты возможны?
- Сегодня - 25 июня, понедельник. На моих часах - 12 ровно. Вы замечаете, что я волнуюсь? Дело в том, что в минувшую субботу мы получили от спецслужб информацию, что сегодня террористы планируют произвести три мощных взрыва: один - на милицейском КПП - в 11.30 (но, слава Богу, время прошло, а взрыва нет). Другой - в 13.00 на рынке в Минеральных Водах. А третий, самый сильный (бандиты намереваются взорвать КамАЗ, для виду груженный телевизорами) - в 14.40 у одной из больниц города.
Еще в субботу мы начали операцию "Антитеррор". Задействованы все силы милиции, других право-охранительных структур. Подняты общественные казачьи отряды самообороны. На всех дорогах, в местах массового скопления людей - жесткий контроль. В воскресенье с согласия губернатора края я провел селекторное совещание со всеми главами городов и районов, начальниками правоохранительных органов. После совещания все руководители силовых структур края разъехались по городам и районам, двое суток практически не спали. Только сегодня я вернулся в свой кабинет. Думаю, приняты все меры, кислород террористам перекрыт, взрывов не будет. Так что судите сами, можно ли нам здесь расслабляться...
- А уголовное дело, связанное с недавними терактами в Минеральных Водах и Ессентуках, продвигается?
- Практически оно уже завершено и скоро будет передано в суд. На скамье подсудимых окажется более 20 человек, жителей Карачаево-Черкесии. Но согласитесь, это уже, что называется, удар по хвостам. Наша задача - брать террористов с поличным до того, как они успеют совершить преступление, предотвращать их черные дела. Над этим мы сейчас и работаем.
- А народу у вас для этого достаточно?
- Вопрос непростой. Дополнительные силы, которые давали ставропольской милиции, теперь задействованы в восточных районах края на охране границ с Чечней. В Курском районе вот уже длительное время размещен сводный отряд милиции, укомплектованный сотрудниками, командированными из разных служб ставропольской милиции. В отряде - 300 человек. Вот и считайте: одни несут службу в течение 45 дней, другие отдыхают после командировки, а третьи проходят обучение в специальном центре. Получается, что из орбиты повседневных милицейских дел сразу выпадает почти тысяча человека.
К этому можно добавить, что с августа 1999 года по сей день в служебных командировках в Чечне находилось и находится более 700 сотрудников ГУВД края.
Понимая финансовые трудности в министерстве, вопроса о какой-то дополнительной численности федеральных служб я не ставлю. Управимся теми возможностями, которыми располагаем. Но что касается милиции общественной безопасности, которая содержится за счет местного бюджета, - дайте нам то, что положено. Это дорожно-патрульная служба, участковые, инспекторы по делам несовершеннолетних и так далее. Наша cлужба должна быть укомплектована полностью и подчиняться не местным главам администраций, как сейчас, а одному из моих заместителей. Нельзя забывать, что именно милиция общественной безопасности играет важнейшую роль в защите населения от террористов. Но надеюсь, этот вопрос скоро будет решен, соответствующие договоренности с губернатором края достигнуты.
- Не сказывается ли негативно на общем состоянии борьбы с преступностью отвлечение большого количества милиционеров на антитеррористические операции?
- Сказывается, конечно. За январь-май 2001-го в крае зарегистрирована 21 тысяча преступлений - на 3,5 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 64,2 процента увеличилась преступность, связанная с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ. Ухудшились показатели раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, преступлений, связанных с наркотиками.
И это - при том, что милиционеры работают в тяжелейших условиях. Нагрузка на них все возрастает, порою в два-три раза превышает научно обоснованные нормативы. За 4 месяца работы в крае я успел по достоинству оценить высокие нравственные и профессиональные качества большинства коллег-милиционеров, когда они, не жалея сил и времени, в кратчайшие сроки сумели раскрыть теракты в Ессентуках и Минводах. Так случилось, что эти страшные преступления были совершены буквально через несколько дней после того, как я стал начальником ГУВД. Мне пришлось с первых шагов столкнуться с экстремальной ситуацией, и я убедился в достоинствах новых сослуживцев.
Ставропольская милиция в течение долгих лет была и остается "фронтовым" подразделением федеральных сил, ведущих антитеррористическую операцию. Она, по сути, - часовой на южных рубежах России. Это - реальная ситуация, но сегодня все списывать на войну нельзя, хотя и сейчас большая группа сотрудников ОМОН и патрульно-постовой службы находится в Чечне. Первостепенной задачей милиции всегда остается защита граждан от преступных посягательств и, поверьте мне, огромный потенциал ставропольской милиции направлен на выполнение прежде всего чисто правоохранительных функций.
Что скрывать, наша беда еще и в том, что слишком уж часто менялось руководство главка. Я ведь здесь пятый по счету начальник, если вести счет с того черного года, когда банда Басаева напала на Буденновск.
И еще. Считаю, что меры, принимаемые законодательной и исполнительной властями РФ и Ставропольского края в области упорядочения миграционных процессов, малоэффективны, требуют основательной доработки. По числу официально зарегистрированных вынужденных переселенцев Ставропольский край занимает лидирующее положение среди регионов России. При этом, по оценкам миграционной службы, многие тысячи мигрантов проживают на территории края незаконно. На Ставрополье вроде бы повсеместно созданы домовые и квартальные комитеты, есть даже ответственные за каждый дом и подъезд. Но "пришельцы с гор" могут спокойно, без всякой регистрации, снять у беспечных бабушек "угол" и даже домишко. Хозяйке лишь бы заработать лишний рубль. И оно бы все ничего, но на Ставрополье из республик Северного Кавказа и даже Закавказья мигрируют не только сирые и убогие беженцы, в основном русские. По некоторым данным, на территории края сегодня находится нелегально более полумиллиона мигрантов, 90 процентов из которых являются представителями кавказских и закавказских народов. Именно эта часть пришельцев содействует осложнению криминогенной обстановки. Имея при себе немалые денежные средства для совершения противоправных действий и незаконных операций в сфере экономики, многие из них вступают в контакт с организованными этническими преступными группами, быстро адаптируются и начинают "делать деньги".
Вот несколько цифр. 46,3 процента лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 1996 году за взятки, являются представителями народов Кавказа. Среди осужденных за разбои их 24,3 процента, а привлеченных к суду за незаконное хранение и ношение оружия - 16,8 процента. Так что мигрант мигранту - рознь...
И последнее. Мы много говорим об экстремистах-ваххабитах в Чечне, Дагестане, Карачаево-Черкесии. Глупо было бы умалчивать о том, что и у нас в крае осиные гнезда ваххабитов тоже появились. В нашем главке даже создан отдел по координации действий против религиозного экстремизма. На счету этого подразделения уже и изъятые пропагандистские видеокассеты, и методические разработки военно-прикладного назначения, и даже пособия по терроризму. Бациллы религиозного экстремизма уже брошены в нескольких восточных районах края, и, если не принять срочных мер, мы можем получить то, что случилось в Дагестане. Но необходимой правовой основы для искоренения этого опасного явления пока в крае нет, и у нас, к сожалению, руки связаны.
В день, когда было взято это интервью, зловещие взрывы в Пятигорске, которые планировали террористы, к счастью, не прогремели: ставропольская милиция сделала все, чтобы планы бандитов были сорваны. Но кто даст гарантию, что где-то, может быть, совсем рядом, не зреют зловещие гроздья новых масштабных преступлений? Оттого и не расслабляются ни на минуту правоохранительные штабы прифронтового региона, а милиционеры по-прежнему не снимают бронежилетов.