11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОКА НЕ ГРЯНУЛА ЗИМА

Кононов Петр
Опубликовано 01:01 06 Июля 2001г.
Из года в год в иных регионах зимой замерзают целые города. Решено наконец положить этому предел.

Президент провел недавно совещание в Кремле по проблемам подготовки к зиме. Затем последовало крупное мероприятие правительства - совещание во Владивостоке с участием М. Касьянова, где обсуждалась ситуация с подготовкой к предстоящим зимним холодам на Дальнем Востоке. Особо было рассмотрено положение в Приморском крае.
Премьер взял с собой в поездку тех, кто отвечает в правительстве за энергетику. В том числе только что назначенного министра энергетики Игоря Юсуфова и его нескольких заместителей, министра путей сообщения, председателя Госстроя. Были на совещании и те, кто непосредственно поставляет топливо и энергию, - руководители компаний. И, конечно же, главные виновники "торжества" - губернаторы, руководители муниципальных образований.
Как считают участники мероприятия, разговор получился и обстоятельный, и серьезный.
Правительство в нынешнем году как никогда рано озаботилось зимними проблемами - соответствующее постановление по обеспечению экономики и населения принято уже 23 мая. Но ситуацию, надо признать, радужной не назовешь. Финансирование из бюджета, как следует из отчета Минфина, идет вроде бы с опережением, но на местах снова деньги тратятся порй на что угодно, только не на подготовку к зиме. Увеличиваются зарплаты работников администраций, идут расчеты с прошлыми долгами по зарплате с бюджетниками из средств, предназначенных для закупки топлива для муниципальных котельных. Договора на поставку топлива никто заключать не спешит, все ждут чего-то...
Вообще, как выяснилось в ходе работы правительственной комиссии, готовившей совещание, в том же Приморье в муниципальных финансах царит форменная неразбериха. Налоги толком не собираются. Тарифы за тепло и энергию устанавливаются как бог на душу положит. Нормальная оплата тепла и энергии не налажена. В результате энергетики и поставщики топлива сидят без денег. Не вводятся новые мощности ни в энергетике, ни на угольных шахтах и разрезах. Дошло до того, что из-за нехватки средств на закупку техники на Лучегорском разрезе практически остановились вскрышные работы - произошло заводнение карьера. Добыча угля резко снизилась, а привозное топливо Приморская ГРЭС оказалась не в состоянии принимать в необходимом количестве из-за недостатка мощностей по разгрузке.
Есть тут вина и самих энергетиков, и угольщиков. Но если нет нормальной оплаты за продукцию, - на что же строить? В итоге нехватку местного угля придется компенсировать за счет дальнепривозного, а это - дополнительные затраты. Энергетикам дано поручение срочно довести мощности под разгрузку угля на главной электростанции края до тех значений, которые были на станции еще в советское время.
На совещании со всей определенностью было заявлено: главная причина энергокризиса в Приморье - хронические неплатежи за топливо и энергию. Краевой и муниципальный бюджеты должны почти четыре миллиарда рублей энергетикам и еще два миллиарда муниципальному хозяйству. Ни краевой, ни муниципальный бюджеты не предусматривали оплату за тепло и энергию в полном объеме, вот долги и копились.
Спрашивается: что, администрация края не знала, к чему могут привести ее, по сути дела, призывы к населению не платить за электроэнергию и тепло, - устанавливая заниженные тарифы на тепло и энергию? Пора бы местной власти начать заниматься тем, чем должна она в первую очередь заниматься: делать максимум возможного, чтобы жилищно-коммунальное хозяйство работало нормально. Пока же ситуация с завозом топлива в Приморье не лучше, чем в прошлом году: от необходимых запасов в "Даль-энерго" - половина, а в ЛУТЭКе (Приморская ГРЭС) - треть.
Объективности ради надо сказать, что Дальний Восток обеспечить топливом не так-то просто. Здесь основой энергетики является уголь, доля которого в котельно-печном топливе - 67 процентов, а на электростанциях - 82. Уголь в основном привозной. Зависимость региона от завоза его увеличивается с каждым го- дом: если в 1990 году завозилось 16 процентов твердого топлива, то в 2000 году - уже больше 27.
В регионе построены два нефтеперерабатывающих завода. Однако транспортировка углеводородного сырья по железной дороге из Сибири настолько увеличивает цену местных нефтепродуктов, что их дешевле завезти, например из Уфы. В силу этого регион можно считать потенциально опасным с точки зрения возможных энергокризисов. Выход один: развивать энергетику на местном топливе. Прежде всего строить угольные шахты и карьеры, разрабатывать месторождения газа и нефти на Сахалине, Камчатке, вести трубопроводы.
Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. По инициативе Минэнерго и администрации области на Камчатке несколько лет назад было начато строительство и в прошлом году введены в строй гидро- и геотермальная электростанции. Дан старт сооружению газопровода из Соболевского района до Петропавловска-Камчатского протяженностью 418 км и стоимостью 218 млн. долларов. Этот проект финансируется из федерального бюджета за счет реализации рыбных ресурсов, небольшая часть средств поступает из местного бюджета. До конца прошлого года строительство профинансировано уже на 38 миллионов долларов. В дальнейшем планируется привлечение кредита Чешского торгового банка в размере около 53 миллионов долларов. Газопровод позволит полностью решить проблему энергоснабжения Петропавловска-Камчатского.
В Хабаровском крае в рамках программы газификации "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Владивосток" построено 85 км газопровода на сумму 215 млн. рублей. Весь проект обойдется в 4,3 млрд. рублей (151 млн. долларов). Пока состояние дел здесь оставляет желать лучшего: из бюджета в нынешнем году планируется истратить 1,6 млн. долларов, еще компания "Роснефть" добавит 4,3 млн. Маловато...
У всех на слуху проекты по разработке нефти и газа на сахалинском шельфе. Вообще-то шельф мог бы сильно помочь в решении обозначенных проблем. Однако те решения, которые были уже приняты по освоению месторождения (в основном западными компаниями), мягко выражаясь, небесспорны. То, что будет добыто здесь, видимо, уйдет на экспорт. Российская доля нефти и газа в проектах невелика, наш Дальний Восток может остаться ни с чем...
И все-таки, как отметил на совещании премьер, топливо в стране есть. Проблема - в организации его завоза и финансировании. Учитывая тяжелую ситуацию с формированием муниципальных бюджетов и произвольной схемой расходования средств на закупку топлива и коммунальные нужды, решено провести на эту тему специальный семинар с участием представителей соответствующих федеральных ведомств. Пока что в качестве возможной меры предложено исполнение приморского краевого бюджета перевести в федеральное казначейство, а муниципальных - в краевой.
Минэнерго поручено организовать представительство в Приморье на уровне замминистра - для координации работы по подготовке края к зиме. Это, видимо, поможет делу. Но в стране 89 регионов. Откуда же взять столько заместителей министра энергетики, если по чьей-то (совсем не Минэнерго) вине где-то опять не закупят топливо на зиму? А в Приморье от координатора, если ему не дадут реальных полномочий по разрешению ситуации, а позволят лишь докладывать в центр, как идут дела, толку будет мало. На наш взгляд, лучше все-таки было бы создать оперативную группу с участием и других ведомств, наделив ее реальными полномочиями.
Предстоит также срочно пересмотреть графики завоза топлива. РАО "ЕЭС России" запрещено отключать энергию за прошлые долги. Зато теперь все должны полностью оплачивать текущие поставки энергии. А расплатиться по старым долгам предстоит в течение ближайших двух лет.
Похоже, министр И. Юсуфов понимает всю критичность создавшейся ситуации. Не случайно одним из первых его шагов на новом поприще стало распоряжение о срочном проведении коллегии министерства, которая, кстати сказать, не собиралась уже больше года. На ней решено рассмотреть вопрос о ходе подготовки топливно-энергетического комплекса к работе в предстоящий осенне-зимний период.
Хотелось бы надеяться, что в работе коллегии Минэнерго примут участие и руководители других федеральных министерств и ведомств, причастных к этой проблематике. Прежде всего Минэкономразвития, отвечающего за северный завоз, Минфина, который должен наконец навести порядок с финансированием программ, от которых зависит в буквальном смысле физическое выживание людей, МПС, Госстроя. Проблему надо решать оперативно, вместе.
...А стенания губернаторов и мэров по поводу того, что денег в бюджетах нет, премьер отверг. Ведь действительно трудно это понять: регионы, где земля и вода буквально заполнены ценнейшими ресурсами, реализация которых способна принести громадные валютные средства, регулярно клянчат у Москвы деньги то на одно, то на другое. Видимо, все-таки это от неумения (или от нежелания?) работать.
Вот почему хочется дать нашим гражданам совет: когда кого-то выбираете себе в мэры или губернаторы, хорошенько думайте. А то ведь зимой замерзнете...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников