ГРУШИНСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Здесь вместо зала - гора, на склоне которой во время ночного концерта разместится многотысячная аудитория. Эстрадой послужит гитара под парусом, которая вытянула свой гриф к берегу почти с середины озера. Фестивальная поляна уставлена десятками тысяч палаток гостей, собравшихся сюда со всех концов мира.

Поляна не вмещает всех любителей авторской песни. В этот раз их здесь около двухсот тысяч - съехались на 29-й Грушинский фестиваль со всех концов России, а также из США, Франции, Норвегии и других стран. Палатки и костры видны на многие километры по берегам Мастрюковских озер. За лагерем - Волга и Жигулевские горы.
- Первый фестиваль памяти нашего товарища Валерия Грушина, погибшего при спасении людей на саянской реке Уде, состоялся в 1968 году, - рассказывает мне "аксакал" фестиваля, ведущий инженер-конструктор ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" Яков Зуперман.
"Грушу", как порой называют Грушинский слет, пытались идеологизировать, но у костров упорно распевали лишь песни о любви, о притяжении дружеских сердец, о неистрибимой романтике дальних странствий. Да еще о том, что "у страны Хала-балы невеселые дилы"... Это не укладывалось ни в какие идеологические рамки, и поэтому однажды фестиваль запретили. Поляна молчала целых пять лет. Но бардовскся песня все равно победила. И с 1986 года Грушинский стал ежегодным. Кумирами тех лет были и остаются Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Юрий Кукин, Александр Городницкий...
Здесь царит дух свободы. Даже самых титулованных бардов называют по именам, самарский губернатор Константин Титов и другие известные политики, словно мальчишки, гоняют по полю футбольный мяч, а полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко воспринимается как свойский болельщик.
Грушинский фестиваль на протяжении десятилетий гремел не только по всей стране. По количеству участников он не знает себе равных. Но нет пророков в своем Отечестве: статус Всероссийского он получил только в прошлом году, заняв достойное место в федеральной целевой программе "Культура России".
Сразу же был объявлен "международный конкурс архитекторов" по благоустройству поляны. Идеи были такими, что она могла превратиться в каменные джунгли. "Победил проект под названием "Не будем ничего менять", - так с улыбкой прокомментировал его итоги вице-губернатор, председатель оргкомитета Виктор Казаков.
Но пришлось пробурить еще одну скважину, установить резервный трансформатор - в прошлом году были перебои с электроэнергией, а еще сделать металлическую лестницу с горы.
По этой лестнице спускаешься на поляну и попадаешь в людской круговорот. Публика - всех возрастов и "разновидностей". Рядом с бритыми наголо кришнаитами - аккуратненькие скауты. Академического вида старичок в шортах и белой майке в компании каких-то длинноволосых оборванцев. Вот на футбольном поле раздается восторженный рев - забили гол. С другой стороны доносятся аплодисменты - там идет конкурс песен. Слушатели лежат или сидят на траве. На своей эстраде выступают дети...
Небольших концертных площадок - множество. Они и на самой фестивальной поляне, и вокруг нее. Песни звучат у костров - сугубо для души. Но тысячи энтузиастов жаждут аплодисментов и признания. Бард из Нарьян-Мара Алексей Коченов приезжает на фестиваль уже шестой раз. Через все три тура конкурсов никак не пройдет, но веры в свой талант не теряет.
Прием заявок уже давно закончился, а барды со всех концов России продолжают наседать на жюри. Валерий Синицын - из Новосибирска. Говорит, деньги год копил, чтобы попасть на фестиваль - спеть свою песню.
- Порой приходится идти на компромисс, - рассказывает член жюри доцент Самарского аэрокосмического университета Борис Есипов, - допускать к прослушиванию даже тех, кто вовремя не подал заявок.
Кстати, Борис Алексеевич - автор песни о Валерии Грушине, с которой начинаются все большие концерты на гитаре под парусом.
В составе жюри такие известные барды, как Сергей Никитин (председатель), Вадим Егоров, Олег Митяев, Галина Хомчик, Борис Вахнюк...
Грушинский - это не только песни, конкурсы, соревнования. Десятки фирм используют его для рекламы своих товаров. Большие поляны заняты торговыми рядами. А вот огромная "столовая" под открытым небом. Сотни небольших кафешек готовы вас накормить и напоить, но спиртные напитки продавать запрещено. За порядком следят около четырехсот работников милиции. В этом году впервые территорию фестиваля контролируют и конные патрули. В субботу вечером - большой концерт.