С запозданием включилось в "разъяснительную работу" Министерство здравоохранения и социального развития. Минфин не предоставил вовремя точных расчетов, которые могли бы дать представление конкретным категориям льготников о логике перемен, размерах денежных компенсаций. Вместо этого - общие данные и декларации: мол, никто от новаций не проиграет. Когда были названы первоначальные суммы компенсаций, оказалось, что они не покрывают тех льгот, которыми пользуются жители многих городов. Только после жесткого указания президента, активного давления на кабинет министров "Единой России", профсоюзов концепция законопроекта была существенно переработана.
Госдума приняла специальное постановление, фиксирующее договоренности депутатского корпуса с правительством. Ко второму чтению из текста должны быть исключены статьи, касающиеся граждан, имеющих особые заслуги перед Отечеством - Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы. Правительство должно подготовить проект федерального закона об особом статусе Героев. Будут сохранены положения Трудового кодекса о минимальном размере оплаты труда, выработаны механизмы реализации государственных гарантий по зарплате. Должна быть принята специальная норма о том, что зарплата бюджетников не может быть ниже уровня по состоянию на 31 декабря 2004 года. Депутаты особо подчеркнули: ко второму чтению правительство должно представить в Госдуму подробные расчеты и обоснования планируемых размеров денежных компенсаций по категориям граждан, имеющих права на льготы.
Возникает естественный вопрос: как можно было в видимой суете разрабатывать важнейший, "революционный" для социальной сферы документ без детальных расчетов, в том числе и по каждому региону? Сегодня нет пока точных данных даже о численности различных категорий льготников - в ведомствах называют непохожие цифры. Такой подход к подготовке решения, касающегося десятков миллионов россиян, вызвал недоумение и у "рядового" населения, и в парламенте. "В Минфине, возможно, сами не ожидали столь бурной реакции граждан, - сказал мне информированный источник в правительстве. - Хотели, как представляется, уменьшить расходы госбюджета, переложить основное бремя по финансированию льгот, а также зарплат бюджетников на регионы, а тут такой афронт... Давно уже не было, например, в столице столь шумных протестных акций (это, кстати, вызвало определенное беспокойство в Белом доме). А в результате и денег из федеральной казны придется выплачивать значительно больше, чем планировалось, видимо, в Минфине, и имиджу правительства нанесен ущерб. Вице-спикер Государственной Думы Олег Морозов заявил, что правительство, внеся законопроект, "показало, что оно умеет неплохо считать, но совершенно не умеет разговаривать со страной, с народом".
Впрочем, сам законопроект от всех этих баталий бесспорно выиграл. В 2005-м на замену льгот будет выделен 171 миллиард рублей, по оплате жилищно-коммунальных услуг - 25 миллиардов, на проезд военнослужащих - 30 миллиардов. Федеральный уровень будет финансировать 7 льготных категорий граждан. На обеспечение инвалидов в следующем году планируется выделить 116 миллиардов (в 8,9 раза больше, чем в 2004-м), а на социальное обеспечение ветеранов - 41 миллиард (в 16,4 раза больше). Спикер Думы Борис Грызлов подчеркнул, что в конечном виде законопроект должен вполне отвечать интересам населения России, а не только исполнительной власти.
Тем не менее до тех пор, пока не будут представлены детальные расчеты, вопросы и у многих граждан, и у региональных властей остаются. Председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко, как сообщает ИТАР-ТАСС, обращает внимание на то, чтобы "бюджеты регионов не пострадали из-за новой системы и могли бы справиться с возложенными на них задачами компенсации". Социальный комитет провел мониторинг мнений субъектов Федерации: 27 регионов (в основном сельских) поддержали перемены, однако многие территории высказывают тревогу. Бюджетный комитет уже подготовил около 15 поправок к тексту законопроектов, в социальном комитете предложений еще больше.
Федеральные власти, напомним, должны будут заботиться о 14 миллионах льготников, но большинство - 19 миллионов человек - закреплено за региональным уровнем. Ни один человек не должен пострадать от новаций. Пока же более половины россиян, как свидетельствуют социологические исследования, по-прежнему (отчасти по инерции) выступают против замены льгот деньгами. На осень намечены массовые выступления профсоюзов. Чтобы успокоить общественность, и вице-премьер Александр Жуков, и министр финансов Алексей Кудрин заявляют, что правительство готово при доработке документа пойти на дальнейшие компромиссы. Кудрин заверяет, что денег на компенсацию льгот хватит. Что ж, как говорится, дай-то Бог. Ясно одно: отступать некуда, теперь дело чести федеральных властей - в полной мере реализовать обещания, данные миллионам граждан. Остается надеяться, что так и будет.