Совет Европы закономерно эти ценности ограничивает лишь тем, что связано с правами человека. А соблюдение прав человека в любой стране не угрожает ее суверенитету - в отличие от обязательной для членов Евросоюза брюссельской рецептуры производства булок. Вступив в Совет Европы, мы приняли на себя ряд обязательств, которые в значительной мере еще не полностью выполнили.
Существует ли какая-либо серьезная причина, по которой эти ценности целиком нам не подходят? Думаю, нет. В чем вред, например, независимой судебной системы? Или независимых СМИ? Или защиты собственности? Или институциональной преемственности? Но если европейские ценности не внедряются, следовательно, кому-то они мешают. Прежде всего бюрократии, в том числе части ее высшего эшелона. Потому что при европейских ценностях она попадает под общественный контроль, вынуждена, например, решать споры в судебном порядке, а не путем "административных процедур", то есть по произволу. Эти ценности, кроме того, подпиливают устои клановости - основной формы существования наших элит.
Далее, эти ценности мешают крупному бизнесу, который связан с бюрократией этими самыми клановыми отношениями "деньги - власть".
Есть еще одна категория граждан, которая во всяком случае на словах отрицает все, что так или иначе связано с Западом. Это те, кто называет себя "патриотами", хотя в онучах и поддевках не щеголяют, предпочитая итальянские модели верхней одежды. Иногда они выступают с антиолигархических и антибюрократических позиций, но на самом деле поддерживают позиции олигархов и бюрократии в части ограждения народа от "опасных" европейских ценностей.
Наши "патриоты" не оригинальны. Более того, их теории, вообще говоря, даже заимствованы на Западе. Был во Франции полулегендарный солдат Шовен, который тоже был патриотичен до такой степени, что стал родоначальником стиля мышления, называемого шовинизмом. Наших патриотов и шовинистами назвать слишком высоко - они вряд ли искренни в отличие от солдата Шовена. А потому их правильнее называть "шовнюками".
Но захлопнуть окно в Европу нельзя. Если бы кому-то пришло в голову это сделать, то - поздно. На дворе глобализация. И каждый, кто закроется, обречен на изоляцию. И в изоляции выстроит себе тюрьму. Поздно и потому, что за прошедшие пятнадцать лет население России стало вестернизованным. Не до конца, конечно, но тенденция такова. Что касается культурного слоя, то он в России при всех режимах состоял из русских европейцев. Тютчев, кроме стихов, ни одного слова по-русски не написал.
Не нахожу ни одного рационального довода за то, чтобы Россия закрылась от Европы.
Говорят, европейцы неблагодарны: расширяют НАТО, вытесняют нас с послесоветского пространства, а их политика - двойные стандарты. Но вся политика - это двойные стандарты. И кто мешает нам ими пользоваться? Европейцы, как нам кажется, придираются по пустякам: по Чечне, губернаторам, смертной казни. Но они свою политику "пиарно" сопровождают, а мы разучились это делать.
Европа будет наступать и в том случае, если мы не только захлопнем окно, но и забьем его досками. В этом ее геополитическое предназначение. Мы же свою геополитическую инициативу сдали, не потребовав ни малейших обязательств у Запада - ни в связи с роспуском Варшавского договора, ни в связи с падением Берлинской стены. Мы сами себя "геополитически сжали". О своих национальных интересах без стеснения и приседаний стали заявлять всего лишь пять лет назад.
Говорят, что Россия - Евразия, а не Европа, что после Золотой Орды у нас ментальность не европейская. Но что делать, например, Испании и Португалии? Ведь это Евроафрика. Тем не менее Евроафрика - член Евросоюза. Что делать балканским странам? Наконец, рано или поздно в Евросоюз примут и Турцию. Европа - это стандарты, стиль жизни, а не географическое понятие. Почему Евроафрике эти стандарты подходят, а Евразии - нет?
Говорят (как о препятствии) о какой-то особой, по сравнению с Европой, нашей духовности. Но, оглядываясь по сторонам, ее трудно обнаружить. В чем она состоит, эта особая духовность? В уверенности, что Чайковский духовнее Гуно, а Шостакович - Хиндемита? В том, что наше общество погрязло в коррупции и злоупотреблениях? В низкой производительности труда, в грязи на улицах, в неухоженных домах, в расправах с конкурентами? В том, что в Европе города ухожены для удобства жителей, а у нас поджигают исторические центры? Может быть, эта самая духовность - в богословских тонкостях? Не спорю. Но сомневаюсь, что каждый второй, даже стотысячный житель России прочтет "Отче наш" по памяти или бойко перескажет охранительные указания Стоглавого Собора 1551 года. У нас пока и церковь в становлении, и ее европейского заменителя, политкорректности, нет, потому и мораль страдает. А в некую подсознательную, засевшую в веках мораль не верится - подсознание у хомо сапиенс загрязнено.
Другая причина боязни открытого окна, наверное, в том, что будто из Европы уже хлынули к нам гомосексуализм, наркомания, порнография, одним словом, разврат. Но кое-что цвело у нас и за железным занавесом, в том числе грешили с незапамятных времен - прочтите русские сказки в подлинном изложении. Грехи универсальны, но в Европе теперь за них не рубят головы и не забивают камнями. Что касается наркотиков, то в Европе их не производят. А защищать наши южные границы Европа не должна.
Еще одна причина - они нас не любят, поэтому давай запремся, пусть им же будет хуже. Но идти вместе совсем не обязательно в обнимку. Кто сказал, что народы Евросоюза любят друг друга? Например, немцы - поляков, эстонцы - латышей, австрийцы - итальянцев и т.д.
Похоже, что теперь в России не государство - "единственный европеец", как было однажды и не сегодня замечено, а таким европейцем просто в стремлении к достойной жизни стал народ. Что же до государства, то в части, представленной постсоветскими кланами, его европейцем не назовешь. И только президент в своих посланиях дает нам "европейскую надежду", например, говоря: "важный элемент нашей внешней политики - широкое сближение и реальная интеграция в Европу... это наш с вами исторический выбор. Он сделан".