БИТВА ЗА ДЮРЕРА

Мы уже успели привыкнуть к настойчивым заявлениям Михаила Швыдкого и близкого ему круга чиновников, что Россия непременно должна отдать Германии коллекцию Балдина - собрание раритетных рисунков старинных мастеров, оцениваемое разными источниками от 23 миллионов до полутора миллиардов долларов. Дескать, в победном мае 1945 года в Германии их изъятие (согласно документам того времени) не было оформлено как компенсация материальных потерь, понесенных Советским Союзом от немецкой оккупации... Теперь, похоже, дошла очередь и до тех ценностей, у которых с документами все в порядке, и они давно являются федеральной собственностью России.

Недавно зам. руководителя Федеральной службы по охране культурного наследия Анатолий Вилков рассказал о том, что "российская сторона частично удовлетворила претензии восьми иностранных государств о возвращении им культурных ценностей, вывезенных в СССР во время второй мировой войны". Кроме того, в ноябре на Межведомственным совете по перемещенным ценностям будет поднят вопрос о российской части коллекции Кенигса. Речь идет о собрании из 307 графических работ Дюрера, Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Веронезе, Буше, Ватто и других выдающихся мастеров XV-XIX веков. По самым скромным подсчетам, все это оценивается более чем в полмиллиарда долларов. Принадлежавшие лично Адольфу Гитлеру рисунки признаны объектом компенсаторной реституции и ныне хранятся в ГМИИ имени Пушкина в Москве. Несмотря на это, Нидерланды уже который год предъявляют на них свои права.
Обратимся к истории. Коллекция была собрана немецким гражданином Францем Кенигсом. В 1913 году он унаследовал от дяди пост директора берлинского банка "Дельбрук Шиклер и Ко", которому позже Гитлер доверил деньги за книгу "Майн Кампф". Именно там был создан "Спецфонд музея фюрера", о котором речь впереди. Основную часть коллекции (2671 рисунок и 47 картин) Кенигс приобрел на европейских аукционах на семейные деньги и хранил в разных местах: в Голландии, в Берлине и Кельне. В 1933 году Кенигс закладывает свое сокровище в амстердамском отделении германского банка "Лиссер и Розенкранц", директор которого Зигфрид Крамарский помещает собрание на временное хранение в роттердамский музей "Бойманс". Кенигс при этом сохранял частичные права на свое собрание, и оно выставлялось от его имени на выставках в различных странах Европы. Однако к осени 1939 года Кенигс теряет на него право. Хозяином коллекции становится Крамарский, который вскоре вынужден был бежать в Канаду и оттуда продать все собрание за один миллион гульденов (хотя страховая стоимость собрания составляла 5,5 миллиона гульденов).
Новый владелец коллекции, угольный король Голландии Даниэль Ван Бейнинген, в 1940 году через своего зятя Лукаса Петериха предлагает часть рисунков представителю Гитлера профессору Гансу Поссе, который был уполномочен покупать на деньги нацистов шедевры мировой культуры для личного музея фюрера в Линце. Вот отрывок из письма Петериха к Поссе от 5 августа 1940 года: "Вы сообщили, что фюрер великодушно выделяет большие средства для приобретения произведений искусства для немецкого народа. Мой тесть согласится продать некоторые рисунки из коллекции Кенигса, если вы сделаете ему хорошее предложение. Я знаю, что Кенигс сам собирал эти работы в течение двадцати лет. Собрание не потеряло в цене. Я знаю, что сейчас Германия в состоянии хорошо заплатить за истинно ценные и уникальные произведения. Поэтому рассчитываю, что вас заинтересует мое предложение". Этот и другие документы свидетельствуют, что сделка была добровольной и ни о каком принуждении не было и речи. В итоге для личного музея фюрера было куплено 526 листов (примерно пятая часть всей коллекции) за полтора миллиона гульденов. В мае 1941 года рисунки были перевезены в Дрезден и хранились в фондах картинной галереи. В мае 1945 года они были официально изъяты представителями командования Советской Армии как личное имущество нацистского преступника и в качестве компенсации за наши потери.
Нынешние власти Нидерландов не оставляют попыток заполучить гитлеровскую часть коллекции Кенигса, ссылаясь на "Королевский декрет А-6", запрещающий "входить в сделку с врагом... без предварительного разрешения правительства в изгнании". Дескать, Ван Бейнинген должен был обращаться через два фронта за разрешением к голландской королеве и правительству, которые в годы войны находились в Лондоне. В действительности власти Нидерландов уже давно признали законность продажи рисунков из собрания Кенигса. После изгнания из Голландии нацистов Ван Бейнинген в отличие от других коллекционеров к ответственности за сотрудничество с врагом не привлекался, и ни одна из его сделок не была отменена. И права Гитлера на эти культурные ценности не раз подтверждались судебными решениями послевоенного времени. Так, австрийский суд отказал графу Яромиру Чернину в возврате ему картины Вермеера "Художник в своей мастерской", также проданной Гитлеру для музея в Линце. Причина отказа - добровольность сделки и признание картины собственностью фюрера. Полотно после его конфискации стало собственностью Австрийской Республики и демонстрируется ныне в Венском музее истории искусств.
В последние годы "трофейные" дела нидерландских дипломатов можно назвать успешными. Прошлым летом Украина в одностороннем порядке отдала Нидерландам вторую часть коллекции Кенигса - 142 работы, которые хранились в Киевском музее искусств. Дело было обтяпано в тайне, украинскую общественность поставили уже перед свершившимся фактом. Комитет по культуре и духовности Верховной Рады потребовал отменить это решение и обратился в генпрокуратуру. Но тщетно. Парламентариев утешили тем, что Украине вроде бы обещали вернуть две работы Дюрера, вывезенные в годы войны немцами из Львовского музея и находящиеся сейчас в Нидерландах. Однако когда об этом спросили голландских дипломатов, они были очень удивлены.
"Мы никогда не задумывались и не ставили перед собой проблему цены. Я понимаю, что для Голландии эти рисунки бесценны", - высокопарно заявил Кучма и выразил надежду, что передача коллекции станет примером "для всех других стран идти таким путем". Это заявление стало культурным шоком для украинцев. Ведь за годы второй мировой войны только крупнейшие музеи Украины утратили около 300 тысяч экспонатов, подавляющее большинство из которых сейчас находится в частных коллекциях в европейских странах, и заполучить их обратно не представляется никакой возможности.
"Ни одно положительное решение в переговорах такого рода не обходится без секретной договоренности о проценте со стоимости для посредника, - уверен Николай Губенко, бывший министр культуры СССР. - В мировой антикварной практике такая келейная "благодарность за труды" составляет до 60 процентов. Не стану утверждать, что эти сумасшедшие комиссионные получил лично Кучма или кто-то из высших чиновников Украины. Но практика такая существует. Для Запада все эти ценности - прежде всего бизнес. Похоже, сейчас и в России такая "деловитость" в большом ходу... "