СИДИ ДОМА, НЕ ГУЛЯЙ

Как известно, жизнь - это движение. А движение - лучшее средство от гиподинамии. Наши привычные к пешкодралу предки не подозревали о недугах, порождаемых малоподвижностью. Это научно-технический прогресс вкупе с благами цивилизации - общественным и личным транспортом, лифтами и прочими удобствами -принес нам пресловутую гиподинамию.

Дело не только в том, что нам лень пройти на своих двоих пару остановок и мы, обещая себе, что с понедельника непременно займемся физзарядкой, с легким сердцем садимся в троллейбус. Удар по организму, как уверяют ученые, наносится двойной: неподвижность и... вредное воздействие транспорта.
Какого? Да практически любого. Даже обыкновенные детские коляски будто бы способны навредить здоровью младенца: опасные вещества из атмосферы скапливаются у самой земли, и ребенок, совершающий прогулки в низкой открытой коляске, их вдыхает.
Не слышали о таком? Что ж, возможно, эту страшилку для мам придумал какой-нибудь врач, подыскивая тему для диссертации. Но про серьезный транспорт у ученых-исследователей есть страшилки и посерьезнее.
СТРАШИЛКА ПЕРВАЯ
В ТРАНСПОРТЕ СИДЕТЬ ХУЖЕ, ЧЕМ В ТЮРЬМЕ
Экологически безопасный велосипед - вовсе не альтернатива общественному транспорту. Хотя бы потому, что при частом использовании может существенно снизить половую функцию (у китайцев, правда, велосипеды наверняка какие-то особенные). А водители автомобилей, особенно дальнобойщики, нередко страдают застоем крови в малом тазу и в результате приобретают целый набор профессиональных заболеваний. У авиапассажиров, совершающих регулярные длительные перелеты (внимание, любители командировок!), от непрерывного сидения кровь застаивается в нижних конечностях, от чего образуются сгустки и тромбы, не так уж редко, как уверяют врачи, закупоривающие жизненно важные артерии.
УСПОКОИТЕЛЬНОЕ
Перечисленных последствий для здоровья можно избежать. Научитесь правильно сидеть: на велосипеде ли, в самолете или в авто. В последнем надо ухитриться сесть так, чтобы помимо чувства комфорта была свобода маневренности в управлении. К велосипеду подберите удобное седло - такое, чтобы от долгой поездки не страдала наиболее натруженная часть тела (не ноги). В самолет берите надувную подушку - она поможет позвоночнику идеально вписаться в кресло. Ну а главное - разминаться.
Оставьте автомобиль или велосипед, сделайте несколько приседаний, разомнитесь ходьбой, чтобы кровообращение вернулось в нормальное состояние. В самолете можно изредка пройтись по салону.
СТРАШИЛКА ВТОРАЯ
КОГДА-НИБУДЬ ЛИФТ УНЕСЕТ НА НЕБО
От лифта на первый взгляд никакого вреда, кроме пользы. Но взглянем глазами специалистов на строящиеся высотки, за которыми будущее российских мегаполисов.
Скоростные лифты доставляют на сороковой этаж за пару минут. За это время человек с нетренированной вестибулярной системой, пугают врачи-гигиенисты, может пережить не просто дискомфорт - даже приступ. Виной тому резкие перепады давления и эффект аэродинамической нагрузки, хорошо знакомые, например, работникам нью-йоркских офисов, расположенных в небоскребах. Они по нескольку раз в день ездят вверх-вниз и чаще других обращаются к врачу с жалобами на головокружение и тошноту.
В дорогих, комфортных лифтах этот эффект несколько сглаживается, но вот будут ли оборудовать у нас лифтами повышенной комфортности все без исключения многоэтажные здания? Ведь это значит увеличить стоимость и без того недешевого жилья. Нацеливаясь на квартиру пусть даже не в высотном доме, а на последних этажах типовой четырнадцатиэтажной башни, кто-нибудь задумывается о том, что по законам физики и в обычных лифтах перегрузки должны быть ощутимы?
Вот и американские врачи объясняют причину недомоганий: внутренние органы человека движутся вместе с лифтом. Он затормозил, а они еще в движении. Плюс небольшой перепад давления - и дискомфорт налицо. Тогда что - без нитроглицерина сердечникам в лифт лучше не соваться?
УСПОКОИТЕЛЬНОЕ
Как говорится, нам бы ваши заботы, дорогие американцы! Процент россиян, живущих или работающих на седьмом небе, пока еще мал. А подъем на наших сверхмедленных лифтах на 14-й этаж угрожающего жизни дискомфорта не вызывает, ин аче у каждого подъезда дежурила бы "скорая". Куда опаснее для нетренированного организма подъем на ту же высоту пешком.
СТРАШИЛКА ТРЕТЬЯ
В ЭТИХ ПОЛЯХ НЕ ОЧЕНЬ-ТО РАЗГУЛЯЕШЬСЯ
Теперь посмотрим на транспорт под другим углом зрения. Автомобиль и автобус своими выхлопами загрязняют окружающую среду - с ними все ясно. А вот трамваи и троллейбусы, которые в перспективе должны вытеснить в городах автобусы, считаются экологически безвредными. Электропоезда на поверх-ности и в метрополитене тоже достойны похвал: они не губят природу.
Отчасти это так. Однако ученые подсчитали: сегодня электромагнитное облучение в городе в 100 миллионов раз (!!!) превышает то, что испытывали наши деды. Откуда оно берется? Да из любого бытового или профессионального электроприбора, тех же электробритвы, фена, холодильника и телевизора, не говоря уже о микроволновой печи или сотовом телефоне. Плюс электротранспорт, которым мы пользуемся.
То, что влияние электромагнитных волн человеческому организму ничего, кроме вреда, не приносит, уже бесспорно. Страдают нервная, иммунная, эндокринно-регулятивная системы и половая сфера. Не установлено пока лишь итоговое количество этого вреда. Но настораживающих выводов все больше.
Не так давно стало известно, что электромагнитные поля (ЭМП) подавляют выработку шишковидной железой мелатонина - "гормона молодости", который участвует в иммунной защите организма. И за этим воздействием далеко ходить не надо - достаточно спуститься в метро. Ученые Санкт-Петербурга изучали проблему воздействия ЭМП сверхнизкой частоты на работников метрополитена и на пассажиров. Результаты сногсшибательные: находящиеся в электропоездах люди подвергаются воздействию, в сотни раз превосходящему большие геомагнитные бури, а они, как известно, заметно влияют на статистику вызовов "скорой помощи". Самые "влиятельные" ЭМП обнаружились в кабине машиниста, в пассажирском салоне и у края платформы. Стало понятно, отчего у машинистов любых электропоездов наблюдается высокий процент заболеваемости ишемической болезнью сердца, а среди пассажиров нередки случаи внезапных сердечных приступов.
Юрий Копытенко, директор Санкт-Петербургского филиала Института земного магнетизма и радиации АН РФ, утверждает, что магнитные поля в метро возникают, когда поезда трогаются с места, резко набирая скорость, и когда резко тормозят. В результате чувствительному к ультранизким частотам организму наносятся магнитные удары с частотой 7-9 герц.
В трамваях и троллейбусах главный излучатель - тяговый электродвигатель. И хотя каждый трамвай и троллейбус оборудован системой подавления, геофизики из Ярославля доказали: движение трамвая или троллейбуса увеличивает естественное магнитное поле Земли в десятки раз. А такой искусственный фон негативно влияет даже на бактерии. Значит, сделали вывод ученые, электротранспорт своим излучением может вызывать боли в голове, повышенное давление и общее недомогание.
СЛАБОЕ УСПОКОИТЕЛЬНОЕ
С философской точки зрения, это, вероятно, неизбежно: за удобства надо платить (хотя плата в данном случае представляется излишне высокой). И с учеными много не поспоришь, у них так или иначе найдутся контр-аргументы. Только ведь есть хорошая пословица: кабы знал, где упаду, соломки бы подстелил. Все равно не станем мы на последний этаж подниматься пешком, в командировку из Москвы во Владивосток ехать поездом, а в трамвай или метро входить исключительно в защитном свинцовом панцире. Хотя от "необязательных" электромагнитных волн хорошо бы отказаться на бытовом уровне.
Но вывод напрашивается малоутешительный: научно-технический прогресс, как и самое совершенное лекарство, не бывает без побочных действий. Так всегда: одно лечим, другое калечим...