Не надо сетей, дайте удочку!

Можно ли говорить о конце эпохи организованного туризма?

Российская индустрия отдыха напоминает агентство плохих новостей. Во вторник отказался выполнять обязательства перед клиентами туроператор «Аврора БГ» из Санкт-Петербурга. Еще раньше начало лихорадить известные «Интурист» и «Натали Турс». Если такие крупные, прошедшие проверку кризисами компании подают сигналы тревоги, то не свидетельство ли это конца эпохи организованного туризма?

Эксперты привычно ссылаются на падение курса рубля. Поездки за кордон опять подорожали, что вызвало падение спроса даже на пляжный отдых в популярных Анталье и на Кипре. А относительно дешевая египетская Хургада остается недоступной, поскольку авиасообщение восстановлено только с Каиром.

В результате в высокий сезон туркомпании сокращают продажи на самые популярные направления. «Натали Турс» объявила о закрытии чартерных программ в Италию, Испанию и Турцию. Жертвами стали более тысячи клиентов, успевших приобрести туры. «Аврора БГ» больше не будет отправлять туристов в Болгарию и Черногорию, хотя этот туроператор считался одним из лидеров в организации детского отдыха. В последние недели сталкиваются с проблемами клиенты ANEX Tour, а Premium Travel и «Матрешка-Тур» уже заявили о сворачивании бизнеса.

Ситуацию на рынке «Труду» прокомментировала старший менеджер туристической компании ProntoTour Жанна САЙКИНА: «Считалось, что кризис 2014-2016 годов пойдет на пользу отрасли, очистит рынок от слабых и недобросовестных операторов. Так-то оно так, но кризис не закончился. Выяснилось, что роста и в этом году не предвидится. Реакция на неблагоприятную конъюнктуру естественна, а первыми, как всегда, пострадали клиенты...»

Удар по самым популярным чартерным направлениям объясним: торговля путевками по 300-400 долларов с размещением по системе all inclusive даже в хорошие времена балансирует на грани рентабельности. Такие пакетные предложения полезны, когда нужно подвинуть конкурента с рынка или увеличить загрузку уже зафрахтованного чартера. Но когда бюджетные туры начинают преобладать в структуре продаж, рано или поздно приходится бизнес сворачивать.

Есть, конечно, «Турпомощь» — механизм солидарной финансовой ответственности туроператоров. Но никто не даст гарантии, что даже отдых по путевке известного туроператора защитит от проблем. В случае чего за рубежом придется расплачиваться за проживание в отеле и за билеты на самолет и только по возвращении предъявлять претензии агентству или туроператору. Расходы по чекам, как правило, возмещают без лишних разговоров, а вот за компенсацией вреда и безнадежно испорченного отпуска придется сходить в суд, а это та еще волокита.

Получается, проще организовать поездку самостоятельно, благо сервисов на сей счет хоть отбавляй. По данным Ipsos Comcon, с 2013-го по −2017-й доля самостоятельно организующих свой отдых туристов выросла с 23 до 35%, а доля тех, кто полагается на помощь в этом вопросе турфирм и тур-агентств, уменьшилась с 77 до 67%. И то ли еще будет!