Пассажиров метро просят набраться терпения

Откуда взялся коллапс в метрополитене Екатеринбурга

Прошлым летом «Труд» писал о коллапсе, постигшем питерский метрополитен из-за бездумной попытки претворить в жизнь новые требования безопасности. На этой неделе нечто подобное случилось на Урале.

Жителям Екатеринбурга, выстроившимся в огромных очередях на входах в метро, пришлось по 20-30 минут стоять в кассы, тогда как обычно на покупку жетона уходило не более 5 секунд. Всему виной вступившие в силу поправки в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники», согласно которым жетоны отныне нужно продавать с чеками. О новшестве было известно заранее, откуда же взялся коллапс?

Поиск виновных начался с сотрудников метрополитена. Но тут выяснилось, что кассиры прошли инструктаж и обучение. Тогда чиновники из горадминистрации объявили виновными горожан, заранее не побеспокоившихся о пополнении транспортных карт. Но с чего людям надо беспокоиться о таком пустяке, как оплата проезда в метро? В той же Москве, где нагрузка на метрополитен в сотню раз выше, все работает без шума и пыли. В чем же дело?

По словам горожан, основная проблема в том, что кассовые аппараты долго печатают чеки. Еще дольше они проводят операции по банковским картам, да и самих касс объективно не хватает. До вступления в силу поправок в ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» в метрополитене Екатеринбурга работали десятки автоматов по продаже жетонов, которые сейчас отключены. Якобы их не успели привести в соответствие с новой буквой закона. Можно было побеспокоиться об этом заблаговременно? Наверняка. Опять народ виноват?

На мой взгляд, сбой в уральском метро отразил тенденцию: так бывает, когда дилетанты вмешиваются в работу огромных и сложных механизмов без должной подготовки.

Напомним: летом прошлого года на четырех наименее загруженных станциях метрополитена Санкт-Петербурга попытались внедрить требования новой редакции закона о безопасности на транспорте. Пассажир, перед тем как попасть на станцию метро, должен был пройти через рамку металлоискателя, а при ее срабатывании — отправиться на дополнительный досмотр ручным сканером. Рамки металлоискателей в питерской подземке звенели не переставая, проверять вручную приходилось 9 пассажиров из 10. В итоге пропускная способность кордонов безопасности упала до такого уровня, что люди предпочитали метрополитену наземный или личный транспорт, лишь бы только не стоять в бесконечных очередях...

Та история закончилась направлением в правительство города и Минтранс РФ письма о том, что выполнение новых требований закона о безопасности на транспорте в условиях метрополитена Санкт-Петербурга невозможно. К документу приложили график снижения пассажиропотока, сотни жалоб пассажиров, статистику закрытий вестибюлей станций метро и т. д.

Нечто похожее произойдет и в Екатеринбурге. Родится документ, из которого мы узнаем: выполнить ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» без 100-процентного обновления кассовых систем и автоматов по продаже проездных документов невозможно. Вот только почему к столь очевидному выводу надо обязательно идти через муки и возмущенные крики десятков тысяч людей, имевших неосторожность стать пассажирами?