Я ВАЗ ЛЮБЛЮ

Гора родила мышь! Полгода страна ждала, когда правительство утвердит "Концепцию развития отечественного автопрома". Лихие рядовые автолюбители опасались запретительных пошлин на старые иномарки ("Они же лучше наших новых рыдванов!"); иностранные автопроизводители, напротив, мечтали о высоких пошлинах на автоутиль ("Нам нет смысла возить сюда новые машины, пока россияне катаются на "секонд-хэнде"!). Промышленников интересовало, как им поднимать российское автомобилестроение.

За неделю до того, как в Москве премьер-министр Михаил Касьянов поставил на бумаге свою подпись, в Тольятти президент АО "АвтоВАЗ" Виталий Вильчик отвечал на вопросы журналистов:
- Всем понятно, что концепция - лишь рамочный документ. Но мы готовим свой план перспективного развития до 2008 года и должны на чем-то основываться. Знаем, что в проекте концепции заложено изменение таможенных правил, чтобы платить пошлины на ввозимое оборудование с момента, когда оно уже установлено и начало работать. Там есть наши предложения по амортизационному фонду: мощности ВАЗа самортизированы уже на 80 процентов, но отчисления-то раньше уходили не заводу, а в госбюджет! Надеемся также, что правительство даст свои гарантии по поставкам на автозаводы современного дорогостоящего оборудования...
Документ вскоре вышел - и оказался даже не "протоколом о намерениях", а неким сводом "добрых пожеланий", из которого выпали практически все обязательства государства перед автомобилестроителями, перед отраслью. "Ушел" и главный пункт - введение 35-процентной пошлины на ввоз в Россию иномарок. Без чего вся "концепция" теряет заложенный в ней смысл.
- Поймите, это не прихоть и не поиски "легкой жизни", - убеждал меня вице-президент "АвтоВАЗа" Михаил Москалев. - Наоборот, это создание жесткой конкурентной среды, причем в собственной стране. Нам нужно привлечь иностранные инвестиции? Нужно убедить мировые концерны, что строить в России автозаводы выгоднее, чем ввозить готовые машины? Опыт Польши, Бразилии, Китая, Таиланда, которые реализуют программу развития своего автопрома, показывает: 35 процентов суммарных пошлин на ввоз - порог, за которым начинается приток инвестиций. Если пошлины ниже - выгоднее ввозить готовый автомобиль...
Потом, знакомясь с результатами исследования уже упоминавшейся американской консультационной фирмы The Boston Consulting Group Ltd., я прочел: "По сравнению с другими развивающимися рынками РФ установила очень низкий уровень как тарифных, так и нетарифных таможенных барьеров... Сокращение отставания российского автопрома по уровню технологии и производственной базе требует миллиардных инвестиций как в автосборочный сектор, так и в производство комплектующих. В этих условиях обеспечение притока инвестиций крупных мировых игроков и реализация совместных проектов с российскими компаниями станет основным двигателем развития отрасли. Однако в отсутствие 30-35-процентных импортных пошлин импорт будет более рентабелен, чем инвестиции в создание производств на территории России..."
Были приведены и цифры: в Индонезии ввозные пошлины на автомобили на 2002 год определены в 98 процентов, в Таиланде - 80, Индии - 60, Китае - 51, Бразилии - 35. Все эти страны развивают национальное автомобилестроение именно с помощью мировых автогигантов, которым стал невыгоден прямой ввоз.
Любопытно, что в российской концепции предлагается тот же путь. Во-первых, констатируется, что "одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов и автомобильных компаний". Во-вторых, признается необходимость организации "с участием стратегических инвесторов, в том числе иностранных, новых производств по выпуску автомобильной техники и комплектующих изделий". На этой основе предлагается "усилить конкуренцию на российском внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями автотранспортных средств".
Теоретически все как надо. Тут еще четверка автомобильных гигантов - "Дженерал моторс", "Форд", "ФИАТ" и "Рено" подсуетилась - написали в наш Белый дом, что готовы рассмотреть вопрос об ускорении и увеличении прямых инвестиций в Россию. Но... при условии повышения таможенных пошлин на ввоз иномарок. Их корысть понятна: снизить приток в Россию продукции конкурентов - японских, немецких и прочих машин (цены-то вырастут) и, быстренько построив здесь свои заводы, занять рынок, на котором в 2001 году было реализовано почти 100 тысяч новых иномарок (и темпы продаж растут).
Но заметьте: Форд уже построил завод во Всеволожске, "Дженерал моторс" готовит к выпуску "Шевроле-Ниву" совместно с ВАЗом и прорабатывает вариант выпуска в Тольятти "Опеля-Астры", у ФИАТа - совместное предприятие с ГАЗом (пока еще бездействующее), "Рено" ждет перехода "Москвича" в руки московского правительства, чтобы возобновить там сборку своих машин... То есть, это реальные партнеры, готовые к началу серьезной работы в нашей стране.
А японцы пока ничего (и ни с кем) в России не планируют, зато настаивают на снижении ввозных пошлин до 10 или даже 6 процентов ("Это значит - угробить российский автопром", - говорит М.Москалев). Немцы "вложились" в чешскую "Шкоду", им нужен рынок сбыта - значит, низкие пошлины на ввоз машин в Россию.
И они, похоже, победили: в окончательном варианте Концепции записано: "на новую и бывшую в эксплуатации не более 7 лет автомобильную технику иностранного производства ставки ввозных таможенных пошлин целесообразно оставить неизменными на 7-летний срок..." Неизменные - значит, нынешние 25 процентов.
Импортеры аплодируют стоя нашей власти. Тем более что она вдобавок пообещала: "пошлины могут быть снижены на не производимые в стране отдельные типы транспортных средств, характеристики которых отвечают перспективным международным нормам". Эксперты тут же окрестили этот пункт "мерседесовским": лимузины в нашей стране с "советских времен" не производятся, а их характеристики, конечно, вполне отвечают "перспективным международным нормам". То есть российские чиновники могут быть спокойны - их персональный транспорт в ближайшие годы не подорожает.